Сравнительный анализ русских храмов домонгольского периода и русских храмов XVII века
Сравнительный анализ русских храмов домонгольского периода и русских храмов XVII века
Содержание.
Введение……………………………………………………3.
Сравнительный
анализ русских храмов домонгольского
периода и русских
храмов XVII века……………………..4.
Заключение…………………………………………………9.
Список
литературы…………………………………………10.
Введение.
Памятники
архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии
культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в
письменных источниках. В полной мере это относится как к монументальному
зодчеству древнейшего, домонгольского периода, так и к архитектуре XVII века.
Как и в
западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным
видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в
первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились
блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству
лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы,
пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники
зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек
домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а
иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках.
Храмов более
поздних периодов несомненно во много раз больше, и по их архитектуре мы можем
также можем анализировать ее особенности, культуру того времени, влияния и
предпочтения.
Сравнительный анализ русских
храмов домонгольского периода и русских храмов XVII века.
Вместе с новой
религией Киевская Русь получила и неизвестный ей дотоле тип здания -
христианский храм. В некотором смысле, согласно рассказу ПВЛ об «испытании
вер», впечатление от церковного зодчества Византии предшествовало принятию христианства
и даже предопределило его. К кон. X в. в Византии сложились и символические
толкования храма, и отвечающий потребностям богослужения архитектурный тип
здания. Крестово-купольная система, известная византийскому зодчеству уже в
V–VI вв., обладала рядом преимуществ, что и обусловило ее господствующее
положение как в Византии (начиная с IX в.), так и на Руси. Важнейшим ее
признаком являлся пространственный крест, образованный пересечением двух
центральных широких проходов-нефов; боковые нефы были более узкими, низкими и
затемненными, что создавало в интерьере выраженную иерархию пространств. Нефы
перекрывались сводами, чаще всего полуциркульными или коробовыми. Над
средокрестьем ставили купол на световом барабане.
Большое каменное
строительство на Руси началось в X веке как строительство христианских церквей, и, естественно, по
византийскому образцу. Однако с самого начала оно восприняло и некоторые черты
самобытного деревянного зодчества. Храм Софии, воздвигнутый в Киеве, имел
тринадцать куполов на столпах, а не дошедшая до нас Десятинная церковь – даже
двадцать пять куполов. Эта многоглавость – своеобразная русская особенность,
она часто встречалась в деревянных постройках.
В XI столетии широко и богато
обстраивались города, были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Церкви строились на Руси во множестве
и стали частью ее ландшафта. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места
для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо
видны, как маяки для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный
невысокими, мягких очертаний холмами, русские церкви вошли как завершающий
штрих, как необходимый вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий.
Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические,
- им свойственна компактная пластичность, телесная округленность форм; они,
хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним,
они родственны русской природе.
В XII веке выработался характерный русский тип крестово-купольного
белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на
высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами (чаще всего тремя)
с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три
части, соответственно разделению внутреннего пространства, каждая завершается
полукружием коробового свода – закомарой. Круглящиеся апсиды, волнистая линия
закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую
угловатость: храм выглядит почти скульптурно-чувственно.
Во 2-й пол. XII —
нач. XIII в. в общем русле русской архитектуры отчетливо выделились местные
направления (школы), отличавшиеся друг от друга особенностями строительной
техники, излюбленными конструктивными и декоративными формами и приемами,
различными вариациями плановых и объемных решений. Свои кадры мастеров имелись
в ряде стольных городов — в Киеве, Новгороде, Полоцке, Галиче, Городне (совр.
Гродно); во Владимиро-Суздальской земле и в Смоленске одновременно работали по
две строительных артели.
В XII Столетии художественное первенство
принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева,
претенденту на роль общерусского центра. Одно из прекраснейших сооружений
владимиро-суздальской да и всей древнерусской архитектуры – церковь Покрова на
Нерли, построенная в 1165 году. Она проста – все тот же одноглавый
четырехстолпный храм, - но таких совершенных пропорций, вертикальна, устремлена
ввысь. Но высотность смягчена мотивом полукружия, которым плавно завершается
все ее вертикальные тяги: полукружия закомар, перекрытий, декоративных арочек,
полукруглые завершения окон, дверей, - и, наконец, венчающее полушарие главы
(которая раньше была шлемовидной, а не луковицей, как теперь).
В XII и начале XIII века русское искусство было
самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие и затем почти
двухсотлетнее иноземное иго затормозили его развитие почти отовсюду, кроме
Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и к тому же успешно
отразили натиск западных врагов – ливонских рыцарей.
Архитектуру XVII, сравнительно с прежней, отличает
чрезвычайная нарядность. Когда в середине XIX века некоторые архитекторы пытались возродить национальный, «чисто
русский» стиль, то представления о нем они черпали главным образом из построек XVII столетия – их уцелело больше всего.
Именно в XVII веке возникали затейливые
формы, которые потом, уже с полной утратой чувства гармонии, перекочевали в
«стиль рюсс»: это бочкообразные кровли, резные наличники окон, многоярусные
кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и богатый
растительный орнамент, который расстилался по стенам и своду подобно ковру. Главное
в облике русского храма XVII века, в отличие от более
ранней архитектуры — обилие декора, отчасти генетически связанного с
орнаментикой европейского позднего Ренессанса и маньеризма. Полностью
изменилось соотношение декора и несущей его стены: стена почти исчезла под
колонками, ширинками, карнизами, наличниками, изразцами. Это явление,
получившее название «узорочья», в литературе связывается с так называемым
обмирщением церковного зодчества, сближением облика храма и богатых палат.
Однако есть мнение, что богатый декор вначале получает широкое распространение
именно в храмах, а не в светских постройках и явно объясняется желанием
украсить дом Божий «паче всех иных» согласно изменившимся вкусам времени.
Распространение сомкнутых сводов, часто также относимое на счет обмирщения, и
характерную поперечную ориентацию внутреннего пространства бесстолпных
московских храмов правильнее интерпретировать как следствие возрастания
личностного, индивидуального благочестия, стремление к более близкому
молитвенному общению с Богом. Замкнутое пространство небольшого посадского
храма словно вытягивается вдоль солеи, позволяя всем молящимся наилучшим
образом видеть и иконостас, и действия священнослужителей; значительно
усиливается ощущение предстояния перед иконостасом, молящийся физически
приближается к иконам и может более непосредственно обратиться к заступничеству
святых.
В церквах на
протяжении XVII в. происходила та же
эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от
живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них
ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с
трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами,
шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой
архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором,
живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные
богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и
утрачивая монументальную ясность композиции.
В конце XVII века появляется и новый стиль –
нарышкинский. Он исходил от давних принципов народного деревянного зодчества:
в основании квадрат, «четверик», на который ставится меньший по объему
«восьмерик». Своеобразие нарышкинского стиля в том, что на квадратном основании
возводится не один, а несколько постепенно уменьшающихся восьмериков. Церковь
представляет стройную многоярусную башенку, увенчанную небольшой главой и
покрытую донизу нарядным декором, типичным для XVII столетия. Причем теперь в систему убранства вводятся и новые
элементы – колонки, которые не имеют конструктивного значения, но красиво
подчеркивают и скругляют грани восьмериков. Хорошо освещенные интерьеры этих
построек с выраженным преобладанием вертикальной оси вызывали у молящихся
ощущение «горнего восхождения» — не стремительного порыва, как в шатровых
храмах, но плавного, постепенного подъема ввысь, который соответствовал новому,
более спокойному и гармоничному мировосприятию. Шатры сохранились в качестве
завершения колоколен и крылец. Нарышкинские постройки очень изящны, хотя и в
них чувствуется что-то чуть-чуть игрушечное, они слишком красуются. Лучшие
образцы нарышкинского стиля – церковь в Филях, колокольня Новодевичьего
монастыря.
XVII в. был так
же периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским
постройкам принадлежал несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в
Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по
композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших
друг к другу и соединенных переходами.
Заключение.
Русское
искусство, начиная с X века и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с
Церковью и православною верой, поэтому архитектура того времени представлена в
основном храмами и церквями.
В Древнерусском
государстве получила распространение крестово-купольная композиция в
строительстве каменных храмов. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с
которым могло соседствовать до двенадцати меньших куполов. Эту центральную
«Главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных
столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание
церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого точно приходилось на
центр храма – подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.
К XVII веку вид русских храмов заметно
изменился. Архитектура этого времени отличалась от архитектуры прежних
столетий. На смену монументальной и лаконичной манере русских зодчих пришел
декоративный и живописный стиль XVII века. Форма зданий усложнялась, их стены покрывали многоцветные
орнаменты, белокаменная резьба, кирпичное узорочье и изразцы. Церкви часто
напоминали сказочные терема. Во много народная архитектура отражала народные
представления об идеальной, райской красоте, о гармонии мра. Однако старое и
новое зодчество были неразрывно связаны между собой, и постройки XVII века и предыдущих столетий неплохо
гармонировали друг с другом.
Список
литературы.
1. Дмитриева Н.А. Краткая
история искусств. – М., 1987.
2. Максимов П.Н. Творческие
методы древнерусских зодчих. – М., 1976.
3. Раппорт П.А. Зодчество
Древней Руси. – Л., 1986.
4. Раппопорт П. А. О роли византийского
влияния в развитии древнерусской архитектуры. – М , 1984.
5. Сабарьянов Д. В.
История русского искусства. – М., 1993.
|