Религиозные представления кельтов
Религиозные представления кельтов
Творческая
работа по теме:
"Религиозные
представления кельтов"
Составил:
Студент
1 курса
Содержание:
Введение
1.История
кельтских племён
2.Друиды
3.Религигия
древних кельтов
4.Наследие
древних кельтов
Вывод
Список
используемых источников и литературы
Введение
В настоящее время
в мировой культуре трудно проследить наследие какого-то одного народа. Да и
вообще термины народа и народности прослеживается весьма относительно, с
поправкой на наше возможное незнание и, прежде всего с допущением того, что
имеющиеся у нас данные достоверные. Таким образом, можно лишь говорить о том,
каким в нашем представлении является деление населения Земного шара на
отдельные этнические группы, какова их роль в историческом процессе и, как
следствие, в формировании современных цивилизаций.
Древние народы
представляют очень интересный объект для изучения, ведь многие из них были
разбросаны по огромной площади и привнесли значительный вклад в историю целого
ряда современных стран. Их религия, культура, традиции передавались через века,
менялись и не раз переплетались, придавая своеобразные оттенки и привкусы
устоям соседних племен.
Одним из самых
распространенных народов были кельты. Следы их существования обнаружены по всей
Европе, побережью Средиземного моря, западных частых Азии - ориентировочно от
1/13 о 1/10 частей суши. А всё потому, что они вели в основном кочевой образ
жизни, постоянно завоёвывали и разведывали новые территории. Всё это было бы
невозможно без четкой иерархии в обществе, которая позволила одним управлять,
другим подчиняться. В отличие от соседней Римской империи, где социальная
пирамида держалась на преданной царю армии, у кельтов основную роль играла
религия и мифология. Их хранили и воплощали в жизнь друиды, иными словами
жрецы. Чтобы понять это, необходимо сперва разобрать, кто такие кельты и какова
их история.
ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ
ПЛЕМЁН
В первой половине
последнего тысячелетия до н.э. из массы безыменных первобытных народов на
территории севернее от Альп первыми выделились кельтские племена, начальные
страницы писаной истории которых были отмечены кровавыми битвами и
опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, что привело в
смятение остальную Европу. Образованный южный, в частности греческий и римский
мир, которому мы обязаны первыми сведениями по древнейшей истории Европы, до той
поры о кельтах ничего не знал. А между тем на северо-запад от Альп в сложном
процессе рождалась общность этого удивительного народа, который первым из
варваров, как их любил называть южный мир, стал классическим представителем
«варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и
благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной
цивилизации на территории севернее от Альп.
К этому времени,
т. е. примерно к концу VI-V вв. до н.э. в кельтской среде уже
произошли важные экономические и общественные перемены, общественное
расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками.
Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых южный
мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои
изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень и блеск
господствующего слоя. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и
отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную
Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая
волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный
мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только
теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос
многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия
европейской истории стал важным военным и политическим фактором. Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из
крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме
того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Народ этот
был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований,
говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло
в более позднее время.
Греческий мир
называл их “Keltoi”, кельты. По всей вероятности это название распространилось
именно в кульминационный период расцвета центров власти господствующего слоя,
если не ранее, то, во всяком случае, не позже VI в., и, не исключено, что первоначально это было название
одного из племен, а возможно и лишь господствующего рода, которое затем было
присвоено всему народу. Название “Keltoi” стало известно остальному миру раньше
других. Римляне, однако, называли кельтский народ “галлами” (Galli) и от этого
слова позже произошли названия Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina) в северной части
современной Италии, Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) в южной Франции и Трансальпийская Галлия (Gallia Transalpina) в центре современной
Франции, хорошо известная по “Галльской войне”, которую в последнем столетии до
нашей эры вел римский военачальник Г. Ю. Цезарь. Позже, опять-таки в те
времена, когда старые центры гальштаттской культуры уже давно пришли в упадок,
появляется название Galatae, галаты. В Малой Азии утверждают, что их язык был
родственен языку треверов, то есть кельтов, живших в области нынешнего Трира.
Но все эти названия представляют собою более или менее синонимы. Диодор
Сицилийский, объездивший большую часть Европы, и Цезарь, долгое время воевавший
в Галлии, говорят, что названия Galli и Galatae относятся к тому же народу,
который называется Keltoi, по латыни Celtae; Диодор считает название «кельты»
более правильным.
Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты
на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических
сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих
монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных
каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются
астрономическими обсерваториями и местами культа.
На западе,
следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми
разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей,
рассказывающих о жизни кельтов и их воинственности; литературные памятники
галльско - римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных
сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и
возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы
кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные
антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов,
правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.
ДРУИДЫ
Наиболее
достоверно об иерархии кельтского общества пишет Юлий Цезарь в своей «Галльской
войне». Он выделяет в обществе галлов три основных сословия - druides, equites и plebs, выполняющих три функции -
жреца, воина и домохозяина. Другими словами это друиды, всадники и народ.
Иногда всадники под именем “филе” (filed) исполняли ещё и обязанности судей.
Жреческое
сословие друидов представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию,
которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим политическим
влиянием, гораздо большим, чем слой всадников. Этот институт был обще кельтским,
известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение
определенного периода влияние и в Средней Европе; только в Испании и в северной
Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных. Мнение
Цезаря, что этот институт возник первоначально на британских островах, является
лишь его личным предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают
друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно
проверить, насколько это соответствовало действительности.
Они верили в
бессмертие души, смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь
середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые
рощи, и само название их возникло якобы от слова «дуб» («дрис»). Жертвы
(например, белые быки) не приносились без ветви этого дерева, так как все,
растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим
действия - указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы,
так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные
жертвы ночью при свете луны. Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и
человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем
неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для
решения важных вопросов - это позволяло им удерживаться на верхушке
иерархической пирамиды. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как
основную, базовую сторону их жизни, а потусторонний мир как превалирующий.
Друидам также
поручалось воспитание мальчиков, из которых и выбирались достойные для
пополнения их собственных рядов. Обучение длилось около двадцати лет и заключалось
в изучении наизусть тайн вековой мудрости и знаний друидов. Письмом они не
пользовались и оставили ничтожно малое количество письменных памятников: все
обучение велось устно.
В более поздний
период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой
корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в полном расцвете,
позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией, участвовали в
восстаниях, и потому римская власть была особо заинтересована в ликвидации
этого института. Особенно долго этот институт удержался в Ирландии. Преемниками
друидов там были «filed», основатели постоянных средневековых школ.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ
Доходя подчас до
мистицизма, религия прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким
материалом в руках правящих слоёв. Она дала ростки во всевозможные культы,
обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.
Основные
положения о боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются
основные положения мировоззрения кельтов относительно многих вопросов. Есть
триады о человеке и его будничности, существах вообще и, конечно, о боге. Итак,
что же понимали под этим словом кельты?
·
Существуют
три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог,
единая Истина и одна точка Свободы, т.е. точка равновесия всех
противоположностей.
Символом этого равновесия были так называемые
качающиеся камни, при огромном весе они могли быть сдвинуты простым
прикосновением рук.
·
Три вещи
проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое
Могущество.
·
Три
Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество.
·
Три вещи
обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога.
·
Три
гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его
бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло
быть свершено, стать истинным и не быть волнимым этими тремя атрибутами.
·
Три вещи,
которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое
прекрасное для каждой вещи.
·
Три
главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло,
усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать
возможность узнать то, что должно быть и чего быть не должно.
·
Три Божьих
необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к
конечному, быть в согласии со всяким видом.
Очень удобная
религия. Как иначе можно управлять варварами? Никак! Человечаская сила может
вызвать сопротивление, мудрость – непонимание, любовь вообще не годится для
управления древними народами. А вот Бог, носитель бесконечного могущества,
разума и любви (в лице друидов), являясь к тому же невидемым объектом
бесприкословного поклонения на протяжении многих поколений, для этой цели очень
подходит. Ведь верить может каждый. Любое благо – от Бога, как же не
поклоняться хотя бы за это? Однако нельзя требовать сверхъествственного – на
самое полезное, необходимое и прекрасное Он не способен. Но Бог может помочъ
достичъ этого – путём уменьшения зла, усиления добра и прозрения – но
опять-таки не у всех, а лишь у друидов. Сложность формулировок к тому же
оставляла за друидами возможность словесных прений для доказательства правоты и
поддержания веры.
Другие триады так
же тесно связаны с Богом, что говорит о глубоком проникновении религии в другие
сферы жизни. Ниже приведена часть триад «О существах вообще».
·
Три вещи
Бог дал всякому существу: полноту его собственной природы, полное выявление
(отличительно) его Индивидуальности и самобытность его Авен (Эго). В этом заключается
действительное и полное определение личности каждого существа.
·
Три круга
бытия: круг пустоты (Cylch y Ceugant), где кроме Бога нет ничего ни живого, ни
мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; круг перевоплощения
(Абред), где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит
его; круг блаженства (Гвинфид), где всякое одухотворенное существо рождено
жизнью и человек пройдет его в небе.
·
Три
необходимые фазы всякого существования по отношению к жизни: начало в Аннвфн
(Annwfn - бездна), перевоплощения в Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид;
без этих трех фаз нет жизни - кроме как у Бога.
Вот ещё один
важный момент учения: Бог даёт жизнь, наделяет тело душой (индивидуальностью,
самобытностью) и после смерти тела берет все обратно. Об этом же пишет Цезарь в «Галльской войне».
Друиды доказывают, что души не погибают и после смерти они переходят из одного
тела в другое - они думают, что этот взгляд пробуждает в людях смелость,
заставляя их презирать страх смерти. Это было просто необходимо для воинственных
кочевых племен.
·
Три вещи
с каждым днем усиливаются вследствие возрастающего к ним стремления: Знание,
Любовь, Справедливость.
·
Три вещи
постоянно уменьшаются: Мрак, Заблуждение, Смерть.
И, наконец, две триады о нахождении человека на круге
Гвинфид.
·
Три
главные преимущества круга Гвинфид: Отсутствие зла, отсутствие нужды,
отсутствие смерти.
Практически
каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов,
причем эти обряды явно выходили за рамки чисто практических земледельческих или
иных действий. Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельты
воспринимали это не иначе как поддержание миропорядка. Именно это - тот
ключевой пункт, который принципиально выделяет кельтское сакральное
мировоззрение из других сходных концепций, придает ему такое общественное
значение и определяет многие характерные особенности кельтской мифологии. В
целом можно сказать, что эта особенность мировосприятия кельтов проявлялась не
только в магии и обрядовых действиях. Кельты остро ощущали связь цивилизации с
природой практически во всех сферах своей деятельности. Так, в частности,
ирландский эпос описывает теснейшую взаимосвязь королевской власти и общего
миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим.
Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай, камень Фаль - одно из
сокровищ племен богини Дану - вскрикивает под истинным королем и т.д. Король
имел наибольшее количество разнообразных «гейсов» - сакральных запретов, и
нарушение их именно королем считалось наиболее тяжким. В сагах часто
встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы
Правды. Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим
как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий,
обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. Также можно
отметить два важнейших обряда, с которых начиналось правление короля. Tarbfeis.
Праздник быка, заключался в том, что специально отведенный человек вкушал крови
и мяса ритуального быка, погружался в пророческий сон и в нем видел будущего
короля. Другой ритуал - обряд лошади – протекал по схожей схеме.
В некоторых
областях кельтского мира иногда встречается особый культ отрезанных голов. По
древним представлениям голова символизировала всего человека, и, вероятно, на
основе этих представлений возник жестокий культ голов; воин привозил домой на
шее своего коня отрезанную голову побежденного врага, как военный трофей, и
прибивал ее к стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а
потом показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина
Залы Bruiden - самое явное обрядовое воплощение
идеи миропорядка, с мировым древом в центре и горизонтальной проекцией вокруг
него. Наибольшее число королевских гейсов было связано именно с Bruiden.
Центральный праздник кельтов - Самайн- заключался в ежегодном ритуальном
разрушении и возрождении миропорядка в образе Bruiden.
Этот список можно
продолжать, но, несомненно, одно - кельты воспринимали окружающий их мир как
нечто цельное (без разделения на природу и культуру), гармоничное и
уравновешенное. И именно поэтому огромное внимание уделялось поддержанию этого
миропорядка. И именно такое гармоническое и уравновешенное существование
воспринималось кельтами как единственный путь, не ведущий человека к
катастрофе.
Как видно,
религия кельтов очень разнообразна и противоречива, поэтому ключевые моменты
вызывает столько вопросов, ответами на которые могут служить лишь догадки.
Примеры банальны: стоит для этого хотя бы сопоставить высокое учение,
изложенное в триадах, с ужасными обрядами, совершившимися у кельтов, и в
особенности с человеческими жертвоприношениями, когда жертва распиналась,
убивалась стрелами, или с ночными вакханалиями, когда жрицы, совершенно нагие и
выкрашеные в красный цвет, передавались всяким неистовствам с пылающими
факелами в руках. Неизгладимый след, производимый всем этим действом,
безраздельно овладевал людьми, заставляя повиноваться и идти по воле жрецов.
НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ
КЕЛЬТОВ
Кельты занимали
средиземноморское побережье Африки, западную часть Евразии и Англию, смогли
открыть Гренландию, и, не исключено, что достигли берегов Америки. Безусловно,
они внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, в частности,
евроазиатских культур. Отголоски традиций, эпоса и символики существуют у
многих современных народов.
Во Франции
названия многих племен перешли в названия городов, гор и рек. Главным оплотом
кельтских традиций и кельтского наследия являются британские острова, особенно
Ирландия и Шотландия. Там процесс развития ничем не нарушался и в то время,
когда кельтская Галлия уже подвергалась глубокой романизации, почти в течение
всего I века н.э. В особенно
выгодном положении находилась Ирландия, где не удалось укрепиться ни римской,
ни позже англосаксонской власти; она осталась культурным и религиозным центром
кельтского мира, сохранив свой кельтский характер вплоть до нового времени. Но
и Шотландия имела возможность сохранять кельтские традиции. Шотландцы,
ирландские захватчики и поселенцы в северной Британии, проникали туда еще во 2
веке, а в 4 веке н.э. о них уже прямо говорят источники. Они основали
шотландское государство, поглотившее коренных пиктов, каледонцев и умножившее
кельтское население в Уэльсе, Корнуэлле и на острове Мэн. Старые кельтские
традиции держались там очень упорно. Еще в 1249 г. там происходило
торжественное возведение в должность шотландского короля. Король после
церковной коронации в храме приводился в процессии к священному камню, где ему
читалась вся его родословная, а народ воздавал ему почести.
Культура
германцев очень сильно изменилась под влиянием кельтов. Еще во 2 веке они
переняли из много технических навыков в производстве, в изготовлении украшений
(особенно фибул) и керамики. Иногда весьма трудно отличить, что является в
материальной культуре германцев их собственным творчеством, а что возникло под
кельтским влиянием. Производство украшений и особенно фибул во всем дунайском
бассейне исходит из позднелатинских форм, в художественных ажурных и других
работах постоянно используются мотивы кельтской орнаментики, богато
используемой при украшении храмов и писаний.
Некоторые обычаи
киммерийцев, древних жителей Крыма, имеют определенное сходство с тем, что
практиковалось у балтийских галлов. К числу этих обычаев он относит гадания по
внутренностям человеческих жертв, а также любовь окружать свои жилища головами
убитых врагов, натыканными на шесты. Интересно, что в наших народных сказках
так описывается жилище Бабы-Яги. В Галлии красили волосы в красный цвет -
обычай, существовавший и у наших отдаленных предков, как о том свидетельствуют
многие из найденных в южной России черепов (имеются в Киевском музее).
Наконец, благородные брились, сохраняя лишь длинные усы и предоставляя ношение
бороды одним простолюдинам. Можно еще найти несколько кельтских слов, как gora
- высокое место (русск. гора); liun, leun - одеяло, плащ (русск. лень), которые
с полным основанием могут дать повод к некоторым сближениям и на почве
языковедения. Пока же имеются только исторические следы, что часть кельтов
около 631 г. до Р. Х. с равнин Днестра были отброшены скифами к Дунаю и Рейну.
Вывод
Значение кельтов
для европейской цивилизации не имеет аналогов в древнейшей истории Европы. В
древнее время им принадлежит заслуга сближения «варварской» Европы с
источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира.
Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические
достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую
и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом.
Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации. Позже, в конце
последнего столетия до нашей эры, сжимаемые Римской империей с юга и германцами
с севера, они потеряли свои политические и экономические позиции, и кельтская
религия, став уже достоянием истории, переросла в иную форму, по частям
распределившись в культуре различных государств. Кельтское наследие сделалось
богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся
представители. Современный мир часто даже не сознает этого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ян Филип «Кельтская
цивилизация и её наследие». АРТИЯ, Прага, 1961.
2. Предания и мифы средневековой
Ирландии. М.,1991.
3. Энциклопедия «Религии Мира»
М., «Аванта+», 1996.
4. Мифы народов мира.
Энциклопедия. 2 т., М.,1991.
|