Правила перевозок багажа в авиатранспорте
Правила перевозок багажа в авиатранспорте
Правила
перевозок багажа в авиатранспорте
Багаж
путешественника присутствует всегда. Термин baggage употребляется преимущественно в
США; в английском языке принят другой термин — luggage. Количество его зависит от цели
путешествия, сроков и потребностей. Различные виды средств пассажирских
перевозок по-разному лимитируют багаж. Морское судно несравнимо по
возможностям перевозки багажа туристов с воздушным лайнером. Багаж, который
пассажир может провозить на рейсе (авиа, автобусе, на железной дороге) без
дополнительной оплаты, — allowance of free baggage. В авиации вес и размеры багажа
ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Обычно
это 30 кг для первого класса и 20 кг для остальных классов. Кроме проблем
технического характера при международных перевозках имеет место таможенные
ограничения. Национальными правилами устанавливается багаж, по предметным и
количественным характеристикам, который пассажир может провозить без уплаты
пошлины duty free baggage.
В общем случае
отдельные конструкции самолетов могут брать на борт и перевозить значительное
количество груза. Но пассажирские лайнеры для этого не приспособлены и
количество, вес, а, главное, объем багажа ограничен. Крупный пакетированный
багаж — чемоданы, сумки, пакеты — специально регистрируется (каждое место) и
сдается в багажное отделение самолета, мелкие личные вещи и предметы пассажиры
берут с собой в салон. В практике путешествий туристы сообразно целям поездки
не берут с собой много багажа. Исключение составляют эмигранты, лица,
следующие на длительный срок проживания в дестинации, например дипломаты,
специалисты, а также и шоппинг-туристы (челноки). Для них предоставляются
контейнеры, либо их груз следует специальным грузовым самолетом другим рейсом,
либо им приходится выбирать другой вид транспорта для перевозки.
Путешествующие
воздушным транспортом могут взять с собой лимитированное количество багажа
бесплатно — до 30 кг и некоторое количество мест за дополнительную плату.
Багаж проходит контроль, полностью и без исключения просвечивается и, при
необходимости, проверяется на контрольных пунктах на наличие запрещенных к
перевозке предметов, проходит выборочную проверку службой безопасности. Все
единичные пакетированные предметы регистрируются, им присваивается
идентификационный номер, на каждое место багажа наклеивается бирка с номером
рейса, места, номера билета. В объем обычной обязательной страховки входит
страховка багажа, но возмещение, как правило, при утрате и повреждении
такового при воздушной перевозке не превышает 100 USD.
Правила
перевозки багажа
Багаж пассажира,
сданный им для перевозки и следующий на транспортном средстве вместе с
пассажиром, — accompained baggage. Этот багаж разделяется на
провозимый бесплатно baggage allowance и за дополнительную плату.
Транспортные компании ограничивают не только вес, но и габариты багажа,
принимаемого для перевозки. Вводятся ограничения на состав предметов, входящих
в багаж, в аспектах безопасности. На некоторых чартерных рейсах, перевозящих
туристов в специализированные шоппинг-туры (Турция, Арабские Эмираты и т. п.),
предельный вес бесплатного багажа может быть значительно повышен (до 50 и даже
100 кг). Излишек багажа excess baggage
оплачивается дополнительно по тарифу, который различен на авиалиниях.
Весь перевозимый
пассажирами на воздушном судне багаж должен быть зарегистрирован.
Зарегистрированный багаж registered baggage, cheked baggage — багаж, который сдан пассажиром
авиакомпании для перевозки под ее ответственность. На любой зарегистрированный
багаж пассажиру выдается специальный номерной талон (персональный идентификатор
места багажа baggage tag), по предъявлению которого пассажир
в порту назначения может получить свой багаж. Отрывная часть талона с этим же
номером наклеивается на багажную единицу (чемодан, сумку, тюк, ящик, пакет).
При стойках регистрации билетов и багажа имеются контрольные весы и
транспортеры, по которым багаж следует в отсеки-накопители и далее
направляется в самолет по назначению.
Часть багажа
(личные вещи) может быть взята пассажиром с собой в салон самолета carry-on. Однако и на них пассажиру при
регистрации выдается специальная бирка с надписью «ручная кладь» hand baggage/luggage. В Великобритании чаще пользуются термином luggage ticket/receipt. Пассажирам рекомендуется не
выбрасывать бирки до выхода из аэропорта; в любой момент специальный контролер
может проверить соответствие этих двух квитанций, чтобы убедиться, свой ли багаж
вы взяли.
Выдача пассажирам
багажа Baggage Claim в порту прибытия — процедура достаточно
сложная и хлопотная. Прежде всего, необходимо организовать быструю разгрузку
багажных отсеков самолета и доставить багаж пассажирам в зал прибытия (после
прохождения паспортного контроля). Там устраиваются специальные отсеки, куда
доставляется багаж, и пассажир сам находит принадлежащий ему багаж, если
необходимо пользуется тележкой, на выходе предъявляет багажную квитанцию
контролеру. Для удобства нахождения своего багажа пассажирами в крупных
аэровокзалах устраиваются движущиеся круговые транспортеры, называемые «карусель»
carousel. Таких транспортеров в залах
прибытия крупных аэропортов бывает до десяти или более. При каждом
транспортере или отсеке устанавливается световое табло с указанием номера
рейса, багаж которого находится на раздаче.
Для хранения
багажа транзитных пассажиров используются специальные камера хранения багажа baggage-room (в Англии чаще пользуются термином luggage office).
Коллизии
с багажом пассажиров
Повреждение или
недостача багажа damage to baggage — «притча во языцах» у всех
перевозчиков. Чемоданы и сумки повреждаются, вскрываются грузчиками,
утрачиваются ценные предметы, багаж теряется, его крадут, он направляется на
другой рейс в другой порт на другой конец света, в другую страну и т. д. Эти неприятности
приключаются с именитыми путешественниками и обычными туристами.
Это вполне
возможно на любом рейсе любой авиакомпании. Потерянный багаж объявляют в розыск
Baggage Tracing и через неделю-другую — он (возможно)
находится. Разумеется, пассажир не бывает безучастным и пишет жалобы, требуя
компенсации. Но, если только багаж не застрахован отдельно, то сумма компенсации
не превышает 100 USD, однако компенсацию за
моральный ущерб получить не удается практически никогда. Кроме того, пассажиру
придется пару раз съездить в аэропорт за багажом по его нахождению. Нередки
случаи, кеда недобросовестные грузчики обшаривают кладь, вынимают наиболее
ценные вещи. Возможны варианты, когда при погрузке чемодан повреждается либо по
причине вскрытия, либо от удара при падении с высоты при погрузке. Для
избежания обшаривания и краж — применяют чемоданы с легким, но прочным
корпусом и кодовыми замками.
Чтобы багаж не
потрошили лукавые грузчики и иные лица, имеющие профессиональный
несанкционированный интерес к содержимому чемоданов, при стойках регистрации
введена услуга обматывания чемодана или сумки широкой пластиковой лентой типа
«скотч». Это мероприятие дает шанс на сохранность клади. Учитывая наличие риска
утраты или повреждения багажа, страховые компании предлагают дополнительную
страховку багажа, а пассажирам — членам клубов «частолетающих пассажиров»,
пассажирам первого и бизнес-класса — непременно предоставляется услуга особого
наблюдения за багажом. Система специального сопровождения багажа при
авиаперевозках для членов IAPA – Bag-Guard, которая обеспечивает почти
100%-ную сохранность багажа путешественника.
Подноска
и транспортировка багажа
Подноска багажа —
важная операция, услуги носильщиков имеются практически на всех аэропортах.
Однако на этапе регистрации к рейсу пассажир прибывает с багажом и лично
обязан предъявить его контролеру или таможеннику. Как услуга пассажиру с
несколькими единицами багажа в каждом аэропорту в залах регистрации и залах
получения багажа по прибытию пассажирам предлагаются удобные багажные тележки,
в большом количестве имеющиеся в каждом из залов. Специальные служащие собирают
тележки в залах регистрации и на стоянках транспорта и доставляют их в
накопители к месту хранения и выдачи пассажирам. Как правило, тележки
предоставляются бесплатно. Но в странах, где тележек по объективным или
субъективным причинам мало, таковые выдаются за плату или под залог.
Особо
рассматривается подноска багажа на этапе трансфера. Как правило, она оплачивается
носильщику baggage-man дополнительно. Порядок этой платы различен и зависит от
местных обычаев. Всегда следует узнать традиции и, если это необходимо,
оговорить всю процедуру в договоре на обслуживание туристов с указанием
стоимости, количества мест и т. д. Подноска багажа туристам в Египте и других
восточных странах «священная корова» и местные жители очень ревностно
относятся к этой процедуре, непременно требуя «бакшиш».
Предметы,
запрещенные к перевозке воздушным транспортом
Правилами перевозки
из соображений безопасности полетов вводится ряд ограничений на перевозку
воздушными путем предметов и материалов. Установлен перечень опасных предметов
и веществ, запрещенных к перевозке в багаже dangerous articles in baggage. Большинство транспортных компаний к
этому типу относят различные газы gases: сжатые compressed, сильно охлажденные или
замороженные deeply refrigerated, горючие flammable
и негорючие non-flammable, бутан butan, кислород oxyden, жидкий азот liquid nitrogen,
заряженные баллоны аквалангистов cilinders; яды poisonus, едкие вещества corrosives; кислоты acids, щелочи alcalis, ртуть mercury и аккумуляторные батареи wet cell batteries.
Особо выделяют
запрещенные к перевозке: взрывчатые вещества explosives, осветительные патроны fireworks, сигнальные ракеты и бенгальские огни flares, боеприпасы munitions, пистолетные пистоны pistol caps,
пистолеты и револьверы hand gan.
Запрещены к
перевозке легковоспламеняющиеся жидкости или предметы, радиоактивные,
намагниченные агрессивные и раздражающие материалы: зажигалки bispossable lighter, легковозгораемые вещества lighter fuel, баллончики для заправки
зажигалок lighter reffils, радиоактивные материалы radioactive materials, намагниченные материалы magnetised materials, агрессивные материалы offensive materials, раздражающие материалы irritating materials. Спички matters и
карманные зажигалки могут быть взяты в салон самолета пассажиром. Не
разрешается перевозить в самолетах портфели или кейсы с сигнальными
устройствами brief-cases and attache cases with installed alarm devices.
Однако данный
перечень затрагивает предметы и вещества, запрещенные к перевозке по
соображениям безопасности полетов. Есть и иные ограничения, устанавливаемые
таможенными и фискальными правилами и законами государств на провоз контрабанды
(товаров сверх нормы для личного пользования, валюты, наркотиков и лекарств,
предметов и веществ, а также животных, запрещенных к вывозу-ввозу).
При регистрации
пассажиров в аэропорту отправки и в аэропорту прибытия осуществляется контроль
багажа путем просвечивания на специальном терминале каждого места груза,
внешний осмотр с собаками, натасканными на наркотики или взрывчатые вещества.
При возникновении подозрений возможен тщательный досмотр багажа и даже личный
обыск. За нарушение правил перевозки багажа пассажир может быть привлечен к
административной, гражданской или уголовной ответственности. По прибытию
международного рейса в некоторых странах устанавливается два варианта прохода:
а) через
контрольный пункт: по «зеленому коридору» без проверки;
б) по «красному
коридору» с проверкой и досмотром. Пассажир сам выбирает вариант прохода, но
контрольная служба имеет полное право остановить любого пассажира и произвести
досмотр багажа, личный досмотр.
Для личного
досмотра имеются специальные комнаты и понятые. При необходимости ведется
видеосъемка. Для производства личного досмотра имеются врачи и специальный
персонал пола по принадлежности субъекта досмотра. Оперативно производится
контроль всех пассажиров путем прохождения через ворота-металлоискатель или
ручным металлоискателем, возможна ситуация с простым ощупыванием одежды. При
этом все металлические предметы, находящиеся в карманах одежды, пассажиру
необходимо выложить на специальный поднос для досмотра. Ручная кладь подлежит
детальному досмотру просвечиванием или визуальным осмотром.
Предметы
и вещи, которые пассажирам разрешается брать в салон самолета
Отдельные
небольшие и ценные предметы и вещи личного потребления пассажирам разрешается
взять с собой в салон. Прежде всего, в салоне все пространство заполнено
креслами и имеются небольшие потолочные ящики, в общем случае закрывающиеся
крышками с защелками. Там лежат одеяло, спасательные жилеты и имеется
небольшое пространство для ручной клади. Если рейс не заполнен полностью и есть
свободные места, то возможно будет разрешено взять с собой легкий чемодан или
не слушком большую спортивную сумку, если борт полный, то места в салоне для
багажа практически нет. В проходе между креслами багаж ставить нельзя, поскольку
это пространство предназначено для перемещения пассажиров, бортпроводников,
тележек с питанием. Какое-то небольшое пространство имеется под креслом. Тем
не менее, количество и объем вещей и аксессуаров, которые разрешается
пассажирам брать с собой в салон самолета ограничено: дамские сумочки, пальто,
зонтики, плащи и накидки от дождя, плед или шерстяное одеяло, фотоаппараты,
бинокли, разумное количество литературы для чтения, детская еда, детская
корзинка или коляска, разборный или складной детский стул.
Для того, чтобы
туристы брали с собой в путешествие меньше багажа, немецкие туристские фирмы
для своих клиентов ввели новую практику включения в состав стоимости тура на
морские курорты 20 самых необходимых бытовых предметов, которые турист получает
по своему выбору в местном бутике курортного отеля (пляжные очки, шорты,
сандалии, белье, предметы гигиены и др.). Это позволяет существенно снизить
объем багажа и путешествовать практически «налегке».
Контейнеры
для перевозки багажа и животных
При перевозке
массовых грузов — багажа пассажиров на самолетах — значительно большее значение
играет объем грузов, нежели их вес, хотя последнее немаловажно. Эта проблема
резко встала при интенсификации шоппинговых рейсов. Мелкооптовые торговцы,
используя таможенные преференции, предоставляемые туристам, в начале 90-х стали
интенсивно возить в Россию одежду, промышленные товары, причем иногда вес
багажа превышал тонну на пассажира. Челночный туризм не является российским
изобретением, пока существуют ценовые и ассортиментные различия, был и будет
элемент использования туризма для целей мелкооптовой торговли и
транспортировки товаров через границу.
Для упрощения
процедуры перевозки используются грузовые контейнеры стандартизированных
размеров, соответствующих конструкции грузовых отсеков самолетов. Контейнеры
для авиаперевозок имеют особые размеры и конструкции.
Пассажир имеет
право арендовать контейнер и сам уложить в него свои вещи, тюки, сумки,
чемоданы, установить кодовый замок. Это упрощает процедуру погрузки багажа,
снижает риск его утраты и порчи. Все контейнеры имеют дверцу для укладки груза
и снабжены надежным запором. Аналогичные контейнеры используются «Аэрофлотом»
при организации шоппинг-туров в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты.
Литература:
▪ Биржаков
М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки.
|