Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Федеральное
агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский
государственный технический университет
Кафедра
финансов и кредита
Сумарокова
Елена Владимировна
Факультет
ИЭФиБ курс 2 группа 114
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Налоги и налогообложение»
На
тему «Налоговая система РФ до вступления в силу части 1 НК РФ.
Единый
социальный налог для адвокатов»
Отметка
о зачёте _____________
________________
(дата)
Руководитель
_______________
____________
С.Ю. Угловская
(должность)
(подпись)
(и.о.
фамилия)
_______________
(дата)
Архангельск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
|
3
|
Часть I
1. Налоговая система РФ до
вступления в силу части 1 НК РФ
2. Единый социальный налог для адвокатов.
|
5
14
|
Часть II
1. Классификация налогов (в форме таблицы)
|
19
|
Часть III
1. Налогообложение юридического
лица,
(на примере ООО «Стройреконструкция»)
|
20
|
Заключение
|
25
|
Список использованных источников
|
27
|
ВВЕДЕНИЕ
Под налоговой
системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории
государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность
норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых
правоотношениях, а также имуществом.
Введённая в
действие с 1 января 1992 г. налоговая система РФ была сформирована буквально в
течении нескольких месяцев фактически путём копирования западных налоговых
систем. Созданная таким образом налоговая система России была направлена в
первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при её
формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за
счёт высоких ставок налога, введения большого числа налогов, установление
штрафных санкций и т. д.
При этом
созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень
поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных
государственных расходов.
Налоговые
отношения в результате недостаточной правовой проработки законов регулировалась
не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала
громоздкой, сложной и запутанной.
Всё это
потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы России.
В июле 1998г.
была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая часть налогового
кодекса РФ. Принятие первой части Кодекса явилось историческим моментом в
развитии экономических реформ в России.
Однако принятие
первой части НК РФ не обеспечило решения принципиальных вопросов конкретного
применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была
продолжена работа над второй частью Налогового кодекса РФ, которая была принята
в 2000г., и вступили в действие с 1 января 2001г. ещё четыре важнейшие главы
кодекса. Процесс реформирования налоговой системы Росси продолжился и в 2002г.,
приняты ещё три новые главы, а начиная с 2004г. приняты четыре новые главы
Налогового кодекса РФ.
Начатая в 1998г.
принятием части первой Налогового кодекса налоговая реформа к настоящему
времени практически завершена. В 2004г. приняты законы отменяющие действие
Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и установившие
налоговую систему РФ. К настоящему времени абсолютное большинство налогов, входящих
в российскую налоговую систему, регулируется соответствующими главами части
второй Налогового кодекса.
ЧАСТЬ I. 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ ДО
ВСУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ.
В Советском союзе
налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались, как чуждый для
социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными
предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не
может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в
государственном секторе, полностью принадлежит государству».
Из 268,2 млрд.
руб. прибыли, созданной в 1989 г., 98,7 % было создано на государственных
предприятиях, из которых 36 % внесено в бюджет и 64 % оставлено в народном
хозяйстве[1]. Изъятие прибыли
происходило в различных формах (плата «за фонды», «трудовые ресурсы» и
«отчисления от прибыли»), в дальнейшем замененных индивидуальными нормативами
платежей для каждого предприятия.
Появление во
второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных,
кооперативных, с участием иностранного капитала «совместных» и др.), разрушение
идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества
создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как
форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991г. был
введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и
организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на
прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда
колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на
доходы.
Таким образом,
основой налогообложения предприятий уже с 1991г. стал налог на прибыль.
Максимальная ставка налога составляла 45 %, из которых 22 % направлялись в
союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли
вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и
природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные
ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23 %
облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом
данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы
государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня
рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались
повышенные ставки обложения.
Для отдельных
плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных
специализированных и коммерческих банков – 55 %; совместных предприятий при
доле иностранного участника в уставном фонде более 30 % ставка налога на
прибыль составляла 30 %. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в
СССР подлежала обложению также по ставке 30 %. Стимулирование развития
отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения
производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.
Налог на
экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в
результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог
исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в
виде разницы между ценами.
Налог,
регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на
прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между
накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение
средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом.
Необлагаемый размер исчисляется путем умножения величины хозрасчетного дохода
текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем
году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного
дохода[2].
Доходы,
получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им
акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных
предприятиях, облагались по ставке 15 %.
Таким образом,
Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно
противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно,
что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей,
бухгалтеров и финансистов.
Введение Закона
«О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с
процессом распада СССР. Парламент России во главе с Президентом Б. Ельциным,
пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» против М. Горбачева, который в
какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть
короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась.
Чтобы перевести крупнейшие союзные предприятия в подчинение Правительству
Российской Федерации, было устроено «президентское перетягивание канатов»
(предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль
уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев ответил на вызов, и предприятиям,
изъявлявшим желание остаться в подчинении союзных министерств, налоговые
ставки также снижались. Естественно, какие-либо экономические основы для этого
отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество
убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от
перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, прежде всего
прибалтийскими, практически полностью обескровил союзный бюджет, который по
сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались
за счет «печатного станка», что привело к безудержной инфляции и пустым полкам
в магазинах.
По расчетам
специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991г. была настолько
велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для
удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР
не хватило бы запасов товаров всего мира.
Приведем
некоторые статистические данные, характеризующие динамику экономики Российской
Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в
комментариях.
Следует отметить,
что в течение длительного периода государственный бюджет СССР практически (по
официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал
стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости – без
соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины
финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции
1991г.:
• резкое возрастание оборонных
расходов в связи с войной (и ее последствиями) в Афганистане;
• бездумная антиалкогольная
компания середины 1980-х гг. обусловила сокращение налоговых доходов более чем
на 30 %;
• Чернобыльская катастрофа и
ликвидация ее последствий;
• перевод ряда республик
(прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;
• падение собираемости
налогов.
Все это в
значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России
встала сложнейшая задача – в кратчайший срок сформировать самостоятельную
налоговую систему страны.
В последние
предреформенные годы состояние системы государственных финансов России и
Советского Союза характеризовалось стабилизацией поступлений по основным
бюджетным источникам: платежам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то
же время продолжал увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое положение
государства резко ухудшилось в 1990г., что было связано с эскалацией
социальных выплат, а также с ростом правительственных субсидий после
централизованного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
(осень 1990г.) и оптовых цен на промышленную продукцию (январь 1991г.) при
неизменных розничных ценах. Поэтому в конце 1990г. - начале 1991г. союзное и
республиканские правительства в процессе бюджетного планирования старались
увеличить долю государственных доходов в ВВП. Попытка сбалансировать доходы и
расходы бюджета была осуществлена за счет введения дополнительных налогов:
налога с продаж; налога на фонд заработной платы, поступающего в фонд
стабилизации экономики; за счет повышения ставки отчислений на социальное
страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий;
обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по
завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны были повысить норму
обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие годы
колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.
В новых условиях
согласно бюджетным расчетам должен был резко снизиться удельный вес налогов на
доходы предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества
предприятий (отчислений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем
сокращение доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета статей
предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджетных фондов:
пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.
Как и можно было
ожидать, эти проекты не были реализованы. Политическая ситуация к началу 1991г.
характеризовалась «войной законов» между Союзом ССР и составлявшими его
республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов
законодательные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие
вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были снижены ставки
налогообложения физических лиц, ставки налога на прибыль, налог на продажи
превратился из кумулятивного адвалорного налога (что предполагалось в
проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была
установлена нулевая ставка налога на продажи.
Поступления
налога на прибыль за 1992г. составили 29,5% общего объема доходов
консолидированного бюджета. На величину реального изъятия прибыли предприятий
в настоящее время воздействуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие
за девять месяцев около 110 млрд. руб., с другой – темпы роста заработной
платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты
труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к
тому, что норма изъятия балансовой прибыли увеличилась с 17% в I квартале того
же года до почти 33% за первое полугодие 1992г. В III квартале фактическая
ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев – 37,6%. Следует отметить,
что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно
1\3 намечавшихся бюджетом[3].
На налог на добавленную
стоимость в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в
бюджет, на акцизы – около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную
стоимость и акцизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это
объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быстрым ростом в
феврале и марте, что связано с устранением организационных трудностей при
установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов
роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса
неплатежеспособности предприятий и до некоторой степени – накоплением запасов
готовой продукции.
На 1 января
1992г. просроченная взаимная задолженность предприятий и организаций достигала
34 млрд. руб., на 1 апреля – 780 млрд. руб., на 1 июля –3004 млрд. руб. За
январь - май реализованная продукция составила около 55% общего объема
выпуска, а 38% отгруженной продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в
виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета
предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по
отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная
продукция не учитывается при исчислении облагаемого оборота при уплате НДС так
же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.
Ускорение темпов
роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется
изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи
превышали 300 тыс. руб., должны были начиная с мая уплачивать подекадно не
авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе
фактических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из
обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным
ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов.
Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем
объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков.
Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I
квартале, увеличенных в 2,5 раза.
Резкий рост
поступлений НДС и налога па прибыль в октябре объясняется как значительным
увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и
особенностями техники налогообложения. В частности, в октябре поступили
средства, начисленные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС
лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресурсам, а
также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от
поставщиков (до соответствующего изменения порядка исчисления налога
распространенным методом уклонения от него было занижение цен и перечисление
поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой
службы, первая мера дала бюджету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой
базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а
не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд.
руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по
фактическим результатам по сравнению с авансовыми платежами составили, по
данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб.
Серьезное
воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса
зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета
направлялись на погашение задолженности предприятий перед бюджетом. Погашение
задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб.
С октября был
ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость.
Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС
ежедекадно по фактическим объемам реализации. При этом окончательные размеры
налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материальные
ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.
Подоходный налог
с физических лиц составил в 1992г. около 8% поступлений в бюджетную систему
России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений
этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста
заработной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991г. в
связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое
изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8%.
В ноябре 1992г.
поступление налогов в бюджеты России сократилось по сравнению с октябрем
примерно на ¼. Это объясняется отсутствием таких факторов,
действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим
результатам и завершение зачета задолженности предприятий. В декабре 1992г.
продолжалось увеличение объема налоговых поступлений, составившего по итогам
года около 33,6% ВВП.
Усиление
жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) политики осенью 1992г. привело к
декабрю месяцу к определенному снижению темпов роста цен и стабилизации
обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение
денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального
бюджета на 336 млрд. руб. (1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вызвало
новый виток роста цен уже со второй декады декабря и резкое падение обменной
ставки рубля в конце января 1993 г. Каковы же перспективы бюджетной политики
на 1993г.? Совершенно очевидно, что в первую очередь они зависят от
политических факторов. Смена Е. Гайдара на посту главы правительства В. Черномырдиным
вызывает серьезные опасения за последовательное осуществление политики финансовой
стабилизации. Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических
задач, свидетельствуют о популистских настроениях нового премьер-министра. С
другой стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом
кабинете дает возможность обеспечить преемственность в проводимой экономической
политике.
Основные
направления изменений налоговой системы в 1993г. заложены в июльских (1992г.)
постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения,
Законе «О внесении изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе
«О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом
22 декабря 1992г. В соответствии с этими решениями существенно изменился
порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога на добавленную
стоимость, подоходного налога.
В области
налогообложения прибыли изменения произошли в основном в части предоставляемых
предприятиям льгот. С 1 июля 1992г. во всех отраслях разрешено уменьшать
налогооблагаемую прибыль на величину затрат, направляемых на техническое
перевооружение производства, с 1 октября – на строительство объектов
социальной инфраструктуры. Освобождается от налогообложения прибыль
государственных предприятий, направляемая на погашение государственного целевого
кредита, используемого для пополнения оборотных средств. Для предприятий с
участием иностранного капитала, действующих в сфере материального производства
и зарегистрированных до 01.01 1992г., сохраняются «налоговые каникулы» в
отношении налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения
балансовой прибыли.
В августе 1992г.
принято решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее
обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных
фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо
от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение восстановительной
стоимости основных фондов исходя из балансовой стоимости, увеличенной на
установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от
вида фондов и даты их приобретения. Для основных фондов, приобретенных до 1991
г., коэффициент колеблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991г. – от 3 до 20.
Фонды, приобретенные в 199 г., переоценке не подлежат.
С 1993г. при
условии полного использования на реновацию амортизационных отчислений налогом
на прибыль не облагаются все производственные и непроизводственные
капиталовложения. Внесено изменение в механизм регулирования расходования
средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению
с нормируемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а
при превышении удвоенной нормируемой величины–по ставке 50%. В целях
противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной,
подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами
индексируется исходя из ставки процента, устанавливаемой в истекшем квартале
ЦБ России.
С 1 января 1993г.
снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным
товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% –по остальным товарам,
что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993г. К тому же
предварительное оповещение о данном шаге привело к определенному снижению
объемов реализации в IV квартале 1992г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного
эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в
феврале 1992г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на
молочные продукты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены
никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприятий–производителей
указанной продукции и предприятий торговли.
С февраля 1993г.
действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые
товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для
их производства, оборудование для научных исследований, изделия медицинского
назначения и сырье для их производства.
Поступления НДС,
составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизятся в 1993г. до 8,3% ВВП. Налог на
прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП
вместо 10,5% в 1992г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов
– с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18%
оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся
поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической
деятельности, налоги на имущество. Отчисления в размере 11% фонда оплаты труда
начиная со II квартала предполагается перераспределить из доходов пенсионного
фонда в пользу государственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту
бюджета, должны составить около 8% ВВП.
Наибольший
удельный вес (26%) в общем объеме расходов консолидированного бюджета на 1993г.
занимает финансирование социально-культурной сферы и мероприятий по социальной
защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992г. (9,2% ВВП).
Наряду с Законом
о налоге на прибыль в 1991г. был принят Закон о налогообложении дохода
предприятий, который в 1993г. еще не вводится в действие. Однако и его будущее
использование представлялось крайне нецелесообразным, причем отнюдь не только
потому, что его введение потребует от предприятий достаточно длительной адаптации.
Основной аргумент, приводимый обычно в пользу налогообложения дохода, то есть
прибыли и фонда заработной платы, заключается в том, что это якобы предотвратит
ускоренный рост средств, направляемых на оплату труда.
2. ЕДИНЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ АДВОКАТОВ.
Статья 19 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги
и (или) сборы.
Адвокатом согласно ст. 2 Федерального закона
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" от 31 мая 2002г. N
63-ФЗ (далее - Закон об адвокатуре) является лицо, получившее в установленном
Законом об адвокатуре порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую
деятельность. Таким образом, адвокаты как физические лица в случаях,
установленных законом, должны уплачивать налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога у адвокатов
возникает в случае прямого указания закона и при наличии всех элементов
налогообложения, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ (объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и
др.).
Статья 1 Закона об адвокатуре устанавливает, что
адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь,
оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката,
физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а
также обеспечения доступа к правосудию. Обязанность по уплате налогов, сборов у
адвоката может возникнуть при осуществлении операций по реализации работ,
услуг. Для целей налогообложения оказываемая адвокатами юридическая помощь
признается работой (услугой).
При этом следует обратить внимание на то, что
пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции по
оказанию услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями
адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи с осуществлением ими
профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 350 НК РФ услуги,
оказываемые коллегиями адвокатов, освобождаются от налога с продаж. Таким
образом, адвокаты освобождены от уплаты НДС, а у адвокатских образований не
возникает обязанности по уплате налога с продаж.
В связи с адвокатской деятельностью адвокат
уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН)
и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Адвокатская деятельность не является
предпринимательской. Однако следует учитывать, что п. 1 ст. 2 Закона об
адвокатуре разрешает адвокату помимо адвокатской деятельности заниматься другой
оплачиваемой деятельностью (научной, преподавательской и иной творческой
деятельностью). В случае реализации адвокатом этого права указанные виды
деятельности будут подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.
Адвокаты являются налогоплательщиками ЕСН (пп. 2
п. 1 ст. 235 НК РФ). Объектом налогообложения для исчисления ЕСН для адвокатов
признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов,
связанных с их извлечением. Налоговая база адвокатов определяется в
соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ как сумма доходов, полученных за налоговый
период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо
иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их
извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях
налогообложения адвокатов, определяется в порядке, аналогичном порядку
определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на
прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 34 ст. 270 НК РФ при определении
налоговой базы не учитываются в т.ч. расходы в виде сумм целевых отчислений,
произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. К
данным целевым отчислениям относятся, в частности, отчисления адвокатов на
содержание коллегии адвокатов (ее учреждений), указанные в пп. 8 п. 2 ст. 251
НК РФ, а также в ст. 25 Закона об адвокатуре.
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:
Налоговая база
нарастающим итогом
|
Федеральный
бюджет
|
Фонды обязательного
медицинского страхования
|
Итого
|
Федеральный
фонд
обязательного
медицинского
страхования
|
территориальные
фонды
обязательного
медицинского
страхования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
До 100 000
рублей
|
7,0 процента
|
0,2 процента
|
3,4 процента
|
10,6 процента
|
От 100 001
рубля
до 300 000
рублей
|
7 000 рублей +
5,3 процента
с суммы, превышающей
100 000 рублей
|
200 рублей +
0,1 процента
с суммы,
превышающей
100 000 рублей
|
3 400 рублей +
1,9 процента
с суммы,
превышающей
100 000 рублей
|
10 600 рублей +
7,3 процента
с суммы, превышающей 100 000 рублей
|
От 300 001
рубля до
600 000
рублей
|
17 600 рублей
+ 2,7 процента
с суммы, превышающей
300 000 рублей
|
400 рублей +
0,1 процента
с суммы, превышающей
300 000 рублей
|
7 200 рублей +
0,8 процента с
суммы, превышающей 300 000 рублей
|
25 200 рублей +
3,6 процента с
суммы, превышающей 300 000 рублей
|
Свыше
600 000
рублей
|
25 700 рублей
+ 2,0 процента
с суммы, превышающей
600 000 рублей
|
400 рублей
|
9 600 рублей
|
35 700 рублей +
2,0 процента с
суммы, превышающей 600 000 рублей
|
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N
57-ФЗ)
Ставки ЕСН для адвокатов установлены п. 4 ст.
241 НК РФ. При этом следует обратить внимание, что для адвокатов предусмотрены
ставки ЕСН в части, уплачиваемой только в ПФР, фонды обязательного медицинского
страхования. Ставки налога, подлежащего зачислению в Фонд социального
страхования РФ, Кодексом не предусмотрены. Более того, согласно п. 1 ст. 245 НК
РФ адвокаты отнесены к налогоплательщикам, не исчисляющим и не уплачивающим
налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 244 НК РФ исчисление и
уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов (их
учреждениями) в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ для налогоплательщиков -
работодателей. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период
страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное
пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных
исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом
"Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. N
167-ФЗ (в ред. от 29 мая 2002 г.). При этом максимальный размер налогового
вычета ограничен суммой налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, которая
начислена за тот же период. Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ исчисление ежемесячных
авансовых платежей по налогу осуществляется в течение отчетного периода, по
итогам каждого календарного месяца, исходя из величины выплат и иных
вознаграждений, осуществленных с начала налогового периода до окончания
соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного
авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период,
определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей и
производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Декларацию по ЕСН должен
представить в налоговые органы сам адвокат. При этом коллегия адвокатов (ее
учреждения) обязана выдать ему справку о суммах единого социального налога,
начисленного и уплаченного за истекший налоговый период. Форма такой справки
утверждена Приказом МНС РФ от 3 апреля 2002 г. N БГ-3-05/173.
ЧАСТЬ II Классификация налогов
Перечень налогов
|
Классификация налогов
|
|
по методу установления
|
по отражению в бухгалтерском учете
|
по доходной части бюджета в зависимости от
объекта налогообложения
|
по группам плательщиков
|
по характеру использования
|
по полноте налоговых прав пользования
налоговыми поступлениями
|
|
Федеральные налоги
|
|
|
1) налог на добавленную стоимость;
|
косвенный
|
включается в цену товаров, работ, услуг
|
напр.на товары, работы, услуги
|
ЮЛ, ИП
|
общий
|
собственный
|
|
2) акцизы;
|
косвенный
|
вкл.в цену тов.,раб.,услуг
|
напр.на тов.,раб.,усл.
|
ЮЛ, ИП, ФЛ
|
общий
|
собственный
|
|
3) налог на доходы физических лиц;
|
прямой
|
на прибыль,доход и прирост капитала
|
на прирост кап,приб,дох
|
ФЛ
|
общий
|
собственный
|
|
4) единый социальный налог;
|
прямой
|
относимые на себ-ть прод-ции
|
прочие
|
ЮЛ, ИП, ФЛ
|
спец.
|
собственный
|
|
5) налог на прибыль организаций;
|
прямой
|
на прибыль,доход и прирост капитала
|
на прирост кап,приб,дох
|
ЮЛ
|
общий
|
собственный
|
|
6) налог на добычу полезных ископаемых;
|
прямой
|
относимые на себ-ть прод-ции
|
связ.с исп.прир.рес.
|
ЮЛ, ИП
|
спец.
|
собственный
|
|
7) водный налог;
|
прямой
|
относимые на себ-ть прод-ции
|
связ.с исп.прир.рес.
|
ФЛ, ЮЛ.
|
спец.
|
собственный
|
|
8) сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
|
прямой
|
относимые на себ-ть прод-ции
|
связ.с исп.прир.рес.
|
ЮЛ, ИП, ФЛ.
|
спец.
|
собственный
|
|
|
|
9) государственная пошлина.
|
прямой
|
отн. на фин.рез-ты деят-ти предпр-я
|
напр.на тов.,раб.,усл.
|
ЮЛ, ИП, ФЛ
|
общий
|
регулирующий
|
|
Региональные налоги
|
|
|
1) налог на имущество организаций;
|
прямой
|
отн. на фин.рез-ты
деят-ти предпр-я
|
напр.на имущество
|
ЮЛ
|
общий
|
регулирующий
|
|
2) налог на игорный бизнес;
|
прямой
|
отн.на чист.прибыль
|
напр.на тов.,раб.,усл.
|
ЮЛ, ИП
|
общий
|
собственный
|
|
3) транспортный налог.
|
прямой
|
отн.на себ-ть прод-ции (чист.прибыль)
|
напр.на имущество
|
ЮЛ., ИП, ФЛ
|
спец.
|
собственный
|
|
Местные налоги
|
|
|
1) земельный налог;
|
прямой
|
относимые на себ-ть прод-ции
|
связ.с исп.прир.рес.
|
ЮЛ, ФЛ
|
общий
|
регулирующий
|
|
2) налог на имущество физических лиц.
|
прямой
|
отн.на чист.прибыль
|
напр.на имущество
|
ФЛ
|
спец.
|
регулирующий
|
|
ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
В данной работе
рассматривается Общество с ограниченной ответственностью «Стройреконструкция».
Общество было организовано в 1995 году.
В настоящее
время основным видом деятельности ООО «Стройреконструкция» является выполнение
ремонтно-строительных работ по наружным коммуникациям, а также оказание
транспортных услуг:
- предоставление
в аренду экскаваторов, снегоуборочных машин, тракторов, самосвалов и других
автотранспортных средств,
- предоставление
в аренду места для стоянки автотранспортных средств
У предприятия
также имеется производственная база, где расположен гараж, ангар и стоянка для
автотранспорта.
№ п/п
|
Наименование
вида деятельности
|
Выручка
в месяц тыс.руб.
|
Годовая
выручка тыс. руб.
|
1
|
Строительно-ремонтные
работы
|
1800
|
21
600
|
2
|
Транспортные
услуги
|
356
|
4 272
|
|
Итого
за год:
|
2 156
|
25 872
|
Организационная
структура ООО «Стройреконструкция»
1. Генеральный
директор – непосредственно руководит предприятием.
2. Финансовый
директор (главный бухгалтер) направляет и осуществляет контроль над денежными
(финансовыми потоками) предприятия. В конце отчетных периодов начисляет налоги,
заполняет декларации и предоставляет отчетность в Инспекцию ФНС России по г.
Архангельску.
В подчинении:
- секретарь
отвечает на звонки, ведёт деловую переписку;
- юрист ведет
гражданско-правовые, арбитражные дела, представляет интересы
предприятия в
суде.
- бухгалтер по
заработной плате начисляет заработную плату, производит удержание налога на доходы
физических лиц, удержание алиментов и прочих, начисление больничных, отпускных,
а так же начисление налогов с фонда заработной платы, является по
совместительству инспектором отдела кадров;
- бухгалтер по
материалам выставляет счетов, счет-фактуры, акты выполненных работ в адрес
заказчика, оприходует материалы на склад от поставщиков, а так же ведёт их
списание в производство, составляет акты сверок с и заказчиками и поставщиками;
- кассир ведёт оприходование
выручки по приходному кассовому ордеру, выдаёт денежных средства в подотчет по
расходному кассовому ордеру, выдаёт заработную плату, ведёт авансовые отчеты,
выписывает доверенности на получение материальных ценностей работником от
поставщиков, производит оплату счетов поставщикам;
3. Коммерческий
директор закупает все необходимые материалы для производства
строительно-ремонтных работ;
4. Исполнительный
директор контролирует строительно-ремонтные работы, осуществляет контроль от
начала работ до их окончания и сдает объект заказчику.
ООО «Стройреконструкция»
по статистическим данным относится к предприятию среднего бизнеса.
Общий персонал фирмы
насчитывает 75 человек, из которых управленческими функциями и организацией занято
9 человек.
генеральный
директор, финансовый директор (главный бухгалтер), коммерческий директор, исполнительный
директор, главный инженер, начальник автотранспортной базы, прораб, механик.
Строительство в
настоящий момент относятся к тем отраслям, в которых изменение и
совершенствование технологий и оборудования происходит в среднем один раз в
пять лет.
Конкурентами
предприятия являются ЗАО « Ремстрой», ООО «Семь дней»,
ООО
«Стройреконструкция» и др.
ООО «Стройреконструкция»
является подрядчиком в осуществлении строительно-ремонтных работ, а мэрия г.
Архангельска - заказчиком.
Основными
заказчиками являются: Управление ЖКХ и энергетики, Управление строительства и
капитального ремонта, Администрация Ломоносовского округа г.Архангельска, Администрация
Варавино-Фактория г.Архангельска, ПГУ, СГМУ и др.
Имеются следующие
поставщики, с которыми работаем много лет: ООО «Эврика», ЧП Аникиева, ООО «Стройкомуслуги»,
ООО «Стройкомреал», ЗАО «Ремстрой» и др.
По действующему законодательству организация является
налогоплательщиком и уплачивает следующие виды налогов: (льгот не имеет).
1. Налог на
добавленную стоимость.
Объектом
налогообложения является:
- оказание строительно-ремонтных
работ,
- оказание
транспортных услуг
Налоговая база:
- выручка от
выполнения строительно-ремонтных работ,
- выручка от
оказания транспортных услуг
Налоговая ставка
составляет 18%.
Налоговый период:
в связи с тем, что выручка превышает 2 000 000 рублей в месяц,
налоговый период определяется как месяц.
Порядок
исчисления налога: на предприятии ведётся книга покупок и книга продаж, разница
итоговых сумм по данным книгам будет являться результатом расчётов по налогу.
Книга продаж составляется на основании выставленных счет-фактур, а иначе
оказанные услуги другим организациям, книга покупок составляется на основании
произведенных расходов и выставленных в адрес предприятия (счет-фактур). В том
случае если итог за месяц книги продаж превышает книгу покупок, то предприятие
должно сделать оплату данного налога, если наоборот итог книги покупок
превышает книгу продаж, то предприятие возмещает налог из бюджета, но на
практике возмещение текущего месяца плавно закрывает недоимку по следующему
месяцу.
Сроки уплаты: 20
число следующего за отчётным месяцем.
2. Единый
социальный налог.
Объект
налогообложения: фонд заработной платы, начисленный за месяц.
Налоговая база:
фонд заработной платы, начисленный за месяц.
Налоговая ставка
составляет 26% и имеет следующее распределение по фондам:
пенсионный фонд
РФ - 6%
пенсионный фонд в
части страховой и накопительной трудовой пенсии- 14%
территориальный
фонд обязательного медицинского страхования РФ - 2%
федеральный фонд
обязательного медицинского страхования РФ - 1,1%
фонд социального
страхования РФ - 2,9%
Налоговый период:
календарный год, но предприятие ежемесячно начисляет и оплачивает авансовые
платежи по данному налогу.
Порядок
исчисления налога: фонд заработной платы умноженный на каждый процент
внебюджетных фондов.
Сроки уплаты: 15
число следующего за отчетным.
3. Налог на
имущество организаций.
Объект
налогообложения: все основные средства.
Налоговая база:
среднегодовая стоимость основных средств.
Налоговая ставка
составляет 2,2%
Налоговый период:
календарный год, но предприятие ежеквартально начисляет и оплачивает авансовые
платежи по данному налогу.
Порядок
исчисления налога: остаточная стоимость имущества (первоначальная -
амортизационные отчисления) на первое число каждого месяца следующим за
налоговым периодом суммируется, затем делится на количество месяцев и
добавляется ещё один месяц.
Сроки уплаты: не
позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября, не позднее 10 апреля - годовой.
4. Транспортный
налог
Объект налогообложения:
все транспортные средства, имеющиеся на предприятии.
Налоговая база: в
отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателей, измеряющихся
в лошадиных силах.
Налоговая ставка:
по каждому виду транспорта существует своя налоговая ставка.
Налоговый период:
календарный год, но предприятие ежеквартально начисляет и оплачивает авансовые
платежи по данному налогу.
Порядок
исчисления налога. Например: автомобиль «Вольво-740» (налоговая база 75,
количество полных месяцев - 12, значит коэффициент - 1, ставка налога – 7.
Получается:75 х 1 х 7 = 525 рублей составляет транспортный налог.
Сроки уплаты: до
20 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Налог на
прибыль
Объект
налогообложения: прибыль предприятия за отчетный период.
Налоговая база:
прибыль предприятия за отчетный период.
Налоговая ставка
составляет 24%
Налоговый период:
календарный год.
Порядок
исчисления налога: все доходы (кроме доходов от транспортных услуг) за минусом
расходов (кроме расходов от транспортных услуг), полученная разница и будет
являться налогооблагаемой базой по налогу на прибыль, затем умножается на 24 %,
полученный результат будет суммой налога.
6. Сбор от
несчастных случаев на производстве.
Объект
налогообложения: фонд заработной платы, начисленный за месяц.
Налоговая база: фонд
заработной платы, начисленный за месяц.
Налоговая ставка
составляет 0,9% согласно свидетельству Фонда Социального Страхования.
Налоговый период:
календарный год.
Порядок
исчисления налога: фонд заработной платы умножить 0,9%
Сроки уплаты: 15
число месяца, следующего за отчетным.
Заключение
Основы
действующей налоговой системы России законодательно оформились в 1991-1992 гг.,
огромную роль в этом процессе сыграла налоговая реформа 1992 г.
Одновременно с
освобождением цен в 1992 году начался первый этап налоговой реформы. Налог с
оборота был заменен налогом на добавленную стоимость, был введен налог на
недвижимость, проведены другие оправдавшие себя нововведения. Например, НДС
правительство ввело предусмотрительно, прогнозируя усиление инфляции. Этот
налог обеспечивает государству сбор средств почти независимо от изменений
уровня цен, что очень важно. Но все же коррективы в налоговую систему были
внесены наспех. Тогда нельзя было предвидеть те поистине революционные
преобразования в российской экономике, которые произошли за последующие годы.
Поэтому специалисты и считают, что настало время приступить ко второму этапу
налоговой реформы.
Создание новой
особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без
противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного
механизма кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др.
Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является
кризис экономики.
В настоящее время
налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет
реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Изъятие
государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса,
который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность
налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой
стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Для осуществления
реального бюджетного регулирования инвестиционных процессов необходима структурная
переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение доходов и имущества
На мой взгляд,
восполнение указанных потерь возможно только на основе совершенствования
учетной политики в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и
приведения в соответствие порядка расчетов.
Существенную
поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994 г.
предприниматели (физические лица) наряду с уплатой подоходного налога
уплачивали налог на добавленную стоимость (НДС). Его отмена была вызвана
только сложностью учета оплаченных сумм НДС (как потребителя) и,
следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя.
Провозгласив
переход к рыночной экономике без разработанной экономической программы
переходного периода, органы государственной власти, формально признавая ведущую
роль налогов, фактически используют их в качестве пассивного инструмента для
обеспечения общегосударственных функций.
При перестройке
налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система
регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств
хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учете
приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать
выхода страны из социально-экономического кризиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации: часть 1 от 2 февраля 2006 г.
№
19- ФЗ; часть 2 от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ, от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ, от
13 марта 2006 г. № 39-ФЗ.
2.
Александров,
И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2004.
3.
Боброва,
А. В., Головецкий, Н. Я., Организация и планирование налогового процесса.- изд.
«Экзамен», 2005.
4.
Евстигнеев,
Е. Н., Налоги и налогообложение. 2-е изд.- Питер,2006
Синельников-Мурылев
С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы
экономики. – 1993. – №2. С. 88.
5.
Закон
Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
6.
Закон
Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от
27. 12. 91 .№ 2118-1 (с изменениями и дополнениями).
7.
Государственные финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова
Думка, 1991. С. 175.
[1] Государственные
финансы: Учебник / Под ред. Федосова В.М. – Киев: Наукова Думка, 1991. С. 175.
[2] «Хозрасчетный доход» –
выручка от реализации за вычетом материальных затрат, этот показатель
применяли как одну из моделей «полного хозрасчета» в конце 1980-х гг.
[3]
Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года
реформ // Вопросы экономики. – 1993. – №2. С. 88.
|