Функции, среда и модели предпринимательской деятельности
Функции, среда и модели предпринимательской деятельности
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на
тему:
«Функции,
среда и модели предпринимательской деятельности»
МИНСК, 2008
В Законе РБ «О предпринимательстве в Республике Беларусь»
от 28 мая 1991 г. (Ведомость Верховного Совета РБ, 1991 г., № 19, ст.269, 1992
г., № 6, ст.105, 1994 г., № 6, ст.72) в ст.1 дается определение понятия
«предпринимательство».
«Предпринимательство» (предпринимательская
деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под
имущественную ответственность юридического лица (предприятия)».
Предпринимательская деятельность может осуществляться в
виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных
организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
Термин «бизнес» в переводе с английского «business» означает дело, занятие, торговля, коммерция. Бизнесмен – это деловой
человек, стремящийся сделать прибыльной свою деятельность. В законодательстве
слово «бизнес» не употребляется, но широко используется термин
«предпринимательство».
Таким образом, термин «бизнес» ввиду отсутствия
легального толкования остается общеупотребительным словом.
Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская
деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых
коммерческих сделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение
дохода (прибыли).
В дальнейшем будем считать, что «предпринимательство» и
«бизнес» - это термины, обозначающие одно и то же, т.е. дело, направленное
на извлечение дохода.
Предпринимательская деятельность осуществляется физическими
и юридическими лицами.
Физические лица – это
индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется
соответствующими законами.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая
физическими лицами, относится к индивидуальной (частной) предпринимательской
деятельности.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая
юридическими лицами, относится к коллективному предпринимательству.
Юридическими лицами в
предпринимательской деятельности являются все виды предприятий: хозяйственные
товарищества (полные и коммандитные) хозяйственные общества (акционерные ОАО,
ЗАО, ООО, ОДО); производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Что лучше: создавать частное предприятие или кооператив,
предприниматель решит сам. Более подробно отличия и преимущества одного
юридического лица от другого мы рассмотрим в специальном разделе.
Основной задачей предпринимательской деятельности является обеспечение эффективного функционирования фирмы или
деятельности индивидуального предпринимателя.
Предпринимательство как самостоятельная деятельность
предполагает свободу, во-первых, в выборе вида и сферы предпринимательской
деятельности; во-вторых, в выборе направлений и методов этой деятельности;
в-третьих, в принятии хозяйственных решений и выборе средств их реализации;
в-четвертых, в формировании производственных программ, выборе источников
финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых
ресурсов; в-пятых, выборе методов и каналов сбыта; в-шестых, в установлении систем
и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму;
в-седьмых, в установлении уровня цен и тарифов на продукцию и услуги;
в-восьмых, в распоряжении прибылью (доходами) от предпринимательской
деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных
платежей. Предпринимательская деятельность может охватывать следующие виды:
инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую,
консультационную, патентно-лицензионную, торговлю ценными бумагами и др.
Сфера предпринимательской деятельности включает как
внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного
хозяйства, а именно, финансовые, правовые, расчетные отношения, отношения,
связанные с товародвижением, страхованием, хранением, арендой товаров, рекламой
продукции и услуг и др.
Под предпринимательской средой понимается наличие условий и
факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы, предпринимателя и
требуют принятия решений, направленных на их устранение либо на приспособление
к ним.
Различают факторы внутренней и внешней предпринимательской
среды.
Под внутренней средой понимается хозяйственный механизм
фирмы, включающий управление, направленное на оптимизацию научно-технической и
производственно-сбытовой деятельности фирмы. Здесь рассматривается глобальная
структура фирмы, охватывающая все основные производственные подразделения и
предприятия (фирмы), вспомогательные: финансовые, страховые, транспортные и
другие подразделения, входящие в фирму.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все
условия и факторы, возникающие в окружающей среде и оказывающие не нее
воздействие. Различают факторы прямого и косвенного воздействия:
1) характер и состояние рыночных отношений; 2)
хозяйственные связи фирмы – факторы прямого воздействия.
3) регулирование предпринимательской деятельности; 4)
общеэкономические; 5) общеполитические – факторы косвенного воздействия.
Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде
затрагивают прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая,
электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии,
телекоммуникаций. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как
изменения технологии и методов конкурентной борьбы.
Менее заметные изменения во внешней среде происходят в
машиностроении, производстве запчастей к автомобилям, в кондитерской, мебельной
промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
Рассмотрим характер и состояние рыночных отношений, как
фактор прямого воздействия на поведение фирмы.
Рынок – форма общественной связи между людьми, состоящая во
взаимной купле-продаже товаров. Одним из признаков рынка является его
конкурентный характер.
Различают три типа конкурентного поведения: креативный,
приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий).
При креативном конкурентном поведении система
действий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание
каких-либо новых компонентов (новая продукция, включая субституты, новые формы
технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта,
включая рекламу). Существенным признаком креативной конкуренции является
стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и
предложения.
Приспособленческое конкурентное
поведение состоит в учете инновационных изменений в производстве и в попытках
опережения действий соперников, связанных с модернизацией производства.
Приспособленческое конкурентное поведение состоит в копировании в возможно
более сжатые сроки достижений своих соперников и применяется в том случае,
когда предприниматель не до конца уверен в своих инновационных возможностях.
Обеспечивающее (гарантирующее)
конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению и
стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет
повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора продукции,
оказания дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.
Применяется обычно тогда, когда предприниматель не имеет возможности существенно
менять производственную и коммерческую программы и обладает слабыми
инновационными потенциями.
Названные типы конкурентного поведения формируются
предпринимателями под воздействием избирательных методов конкурентной борьбы.
Существуют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.
Ценовая конкуренция
представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной
прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной
продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и
качества.
Открытая ценовая конкуренция
предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:
1) Аутсайдерами в соперничестве с фирмами – монополиями,
когда они не имеют средств неценовой конкуренции;
2) крупными фирмами в ответ на действие
конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих
новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские формы
снизили цены: «Джейта дженерал» – на 68%, «Перкин Элмер» – на 61%;
3) фирмами монополиями как установление барьера против
выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения
конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после
которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;
4) крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с
целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта.
Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары
(обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%) с целью расширить
долю фирмы на рынке. Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки
широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при
экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны западной Европы.
Скрытая ценовая конкуренция: 1.
Осуществляется представлением скидок с цены и П. лучших условий продажи.
Предоставление скидок с цены предполагает: 1) тайные
простые скидки с официально объявленной цены определенным группам покупателей с
целью установления длительных устойчивых отношений; 2) открытые скидки с цены
на количество, на оптовый характер продаж; 3) тайные скидки за особый характер
отношений с партнером (продажа товара служащим фирмы-партнера и т.д.)
П. Удлинение
срока гарантийного обслуживания, предоставление денежного кредита на лучших
условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки;
предоставление более коротких сроков поставки).
Неценовая конкуренция включает:
1) изменение качественных свойств продукции; 2) придание
продукции качественно новых свойств; 3) создание новой продукции для
удовлетворения тех же потребностей; 4) совершенствование услуг, сопутствующих
товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и др.)
Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется
прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого
она определяет пути снижения издержек и уменьшения цены.
Анализ хозяйственных связей фирмы
включает: 1) отношение фирмы с поставщиками материально-технических и трудовых
ресурсов; 2) с финансовыми организациями; 3) с профсоюзами; 4) с потребителями.
Отношения с финансовыми институтами – кредиторами или
инвесторами – это факторы прямого воздействия.
К ним относятся банки, акционеры, частные лица, покупающие
ее облигации и др. Каждая фирма тщательно анализирует свое финансовое положение
и определяет источники финансирования:
1) распределение капитала в целом на собственный и заемный;
2) потребности в долгосрочных займах и краткосрочных
кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения;
3) источники получения займов и кредитов;
4) получение доходов от хранения собственных средств в
банках.
Косвенные факторы регулирования предпринимательской
деятельности (государственное регулирование, предпринимательство, общеэкономические,
общеполитические).
В задачи государственного регулирования предпринимательства
входят:
1) разработка, принятие законов и контроль за
законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов
предпринимателей;
2) создание условий для свободной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;
3) обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия
посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной
эмиссией;
4) льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для
открытия новых предприятий или расширения действующих;
5) организация консультативных центров по вопросам
управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
6) сокращение форм отчетности, облегчение правил
регистрации компаний;
7) государственные заказы и организация
государственно-частных предприятий, государственно-акционерных.
Под функциями предпринимательства понимается осуществление
деятельности по производству и обмену между предпринимателем и другими
субъектами (элементами) хозяйственной среды.
К функциям относят:
1) Производственная – превращение сырья и других
поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам
предприятия.
1.1. Планирование предпринимательской деятельности или
внутрифирменное планирование.
1.2.
Организация и функции управления производством.
1.3. Анализ предпринимательской деятельности (анализ
итогов, издержек производства, эффективности деятельности, анализ продукта на
рынке сбыта, анализ конкурентного успеха).
2) Материально-техническое обеспечение. –
Приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки, необходимые для
хозяйственной деятельности.
3) Кадровая. Отбор и прием на работу в соответствии
с потребностями бизнеса.
4) Ведение финансов и учета.
4.1. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов и
(или) кредиторов.
4.2. Накопление доходов от продаж.
4.3. Использование доходов от продаж и капитала в рамках и
вне бизнеса.
5) Маркетинг.
5.1. Определение нужд потребителей и управление процессом
обмена между предприятием и его контрагентами.
5.2. Ценообразование.
5.3. Организация продажи.
6) Научно-исследовательские и проектные работы.
Деятельность по разработке и реализации новых
технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства.
7) Связи с общественностью (паблик рилейшнз).
Осуществление и управление отношениями между предприятием и
общественными структурами или средствами массовой информации.
Модель
предпринимательской деятельности может быть
представлена в виде простой модели, состоящей из двух блоков:
1. Макросреда – экономические, правовые, политические,
социально-культурные, технологические, физические (географические) условия
деятельности.
2. Микросреда, включающая институциональную систему (см.
рис.1).
Приведенная модель показывает предпринимательство с его
пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры, МТО)
предполагают отношения с внешними блоками. Эти институты составляют
непосредственную среду деятельности предприятия или «микросреду».
Различная работа по изучению рынка в рамках макросреды
состоит из экономической, политической, юридической, социально-культурной,
технологической и физической (географической) областей.
В рамках предприятия каждая функция должна
взаимодействовать с любой другой функцией.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы
и статистика, 2005.
2.
Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Гуманитарное
знание, 2002.
3.
Рыночная экономика. Основы бизнеса. Т. 2, ч. 1 / Под ред. А.Д.Смирнова. – М.:
Соминтэк, 2002.
|