Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Элементы занимательности во внеклассной работе

Элементы занимательности во внеклассной работе

 

Элементы занимательности во внеклассной работе.

Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,

что ее преподавание может включать красивые эксперименты.

Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.

Приводим описание экспериментальных опытов по химии,

которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и  на химических вечерах.

Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как

Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",

Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";

Тема7 "Химическая связь".

Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.


Опыт I. Химическая радуга.

Описание.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

1-     хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);<

2-     раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); <

3-     нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); <

4-     сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);<

5-     сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); <

6-     сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); <

7-     хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).<

1.     FeCl3 + 3KCNS ® Fe(CNS)3 + 3KCl

2.     2K2CrO4 + H2SO4 ® K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

3.     Pb(NO3)2 + 2KJ ® PbJ2 + 2KNO3

4.     NiSO4 + 2NaOH ® Ni(OH)2 + Na2SO4

5.     CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2 + 2Na2SO4

6.     CuSO4 + 4NH3 ® [Cu(NH3)4]SO4

7.     CoCl2 + 2KCNS ® Co(CNS)2 + 2KCl

Примечание.

Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

 

 

 

 

 

Опыт II. Фейерверк в жидкости.

Описание.

В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой -  спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:

2KMnO4 + H2SO4 ® Mn2O7 + K2SO4 + H2O.

Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.

Примечание.

Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.


Опыт III. Красные призмы.

Описание.

10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:

K2Cr2O7 + 2HCl ® 2KCrO3Cl + H2O.

Примечание.

После изучения темы7 “Химическая связь” (в частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.

 

Опыт IV. Горящий снег.

Описание.

В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, “снег горит”.

Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.

CaC2 + 2H2O ® Ca(OH)2 + C2H2.

2C2H2 + 5O2 ® 4CO2 + 2H2O + Q.

Примечание.

Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).

 

 

Опыт V. Буран в стакане.

Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется “снегом”, который покрывает веточку белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.


Литература:

1.                Журнал “Химия и жизнь XXI век” №9 1999г. (раздел “Школьный клуб”);

2.                Журнал “Химия в школе” №6 ноябрь-декабрь 1976г.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image