Элементы занимательности во внеклассной работе
Элементы занимательности во внеклассной работе
Элементы занимательности во
внеклассной работе.
Большое
преимущество химии перед другими предметами состоит в том,
что ее
преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен элементам занимательности во
внеклассной работе.
Приводим описание экспериментальных опытов по
химии,
которые можно проводить на уроках,
факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах.
Эти эксперименты, согласно учебному плану,
желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся
пройдут такие темы как
Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение сведений об
основных классах неорганических соединений";
Тема7 "Химическая связь".
Неплохо провести эксперименты также в конце
изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются
обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить
неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая
радуга.
Описание.
В семь больших
пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
1-
хлорид железа (III) и
роданид калия (красный цвет);<
2-
раствор хромата калия
подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); <
3-
нитрат свинца и иодид
калия (желтый цвет); <
4-
сульфат никеля (II) и
гидроксид натрия (зеленый цвет);<
5-
сульфат меди (II) и
гидроксид натрия (голубой цвет); <
6-
сульфат меди (II) и
раствор аммиака (синий цвет); <
7-
хлорид кобальта (II) и
роданида калия (фиолетовый цвет).<
1.
FeCl3 + 3KCNS ® Fe(CNS)3 + 3KCl
2.
2K2CrO4 + H2SO4
® K2Cr2O7 + K2SO4
+ H2O
3.
Pb(NO3)2 +
2KJ ® PbJ2 + 2KNO3
4.
NiSO4 + 2NaOH ® Ni(OH)2 + Na2SO4
5.
CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2 + 2Na2SO4
6.
CuSO4 + 4NH3
® [Cu(NH3)4]SO4
7.
CoCl2 + 2KCNS ® Co(CNS)2 + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой,
но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся
могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно
привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в
жидкости.
Описание.
В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового
спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл
концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя
жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная
кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя
до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк.
Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на
поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший окислитель, который поджигает
небольшое количество спирта:
2KMnO4 + H2SO4 ® Mn2O7 + K2SO4 + H2O.
Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и
при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся
могут повторить окислительно-восстановительные реакции.
Опыт III. Красные призмы.
Описание.
10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл
концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного
нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения
двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые
красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль
хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl, согласно уравнению реакции:
K2Cr2O7 + 2HCl ® 2KCrO3Cl + H2O.
Примечание.
После изучения темы7 “Химическая связь” (в
частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.
Опыт IV. Горящий снег.
Описание.
В железную консервную банку насыпаем снега и
слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты
банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху
снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, “снег горит”.
Карбид кальция медленно вступает в реакцию со
снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.
CaC2 + 2H2O ® Ca(OH)2 + C2H2.
2C2H2 + 5O2 ® 4CO2 + 2H2O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет показать факты, которые будут
изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).
Опыт V. Буран в стакане.
Описание.
В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5
г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой
с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом
превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется “снегом”, который
покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Эксперимент можно связать с полученными
знаниями учащихся о химической связи.
Литература:
1.
Журнал “Химия и жизнь XXI век”
№9 1999г. (раздел “Школьный клуб”);
2.
Журнал “Химия в школе” №6
ноябрь-декабрь 1976г.
|