|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бюджет производства Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном соотношении от объема продаж в натуральном выражении. Объем производства продукции рассчитывается по формуле: V=Vnp+Vsk-Vsn+Vb, V<Vmax, Где V – объем производства, Vnp – объем продаж, Vsk, Vsn – запасы готовой продукции на конец и начало периода, Vb – потери от брака, Vmax –потенциальные производственные возможности предприятия. При составлении данного бюджета особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если достаточно большой, то предприятие несет дополнительные издержки по хранению продукции. Для обоснования запасов готовой продукции можно использовать (EPR), который позволяет рассчитывать уровень запасов, при котором совокупные издержки предприятия будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период (Vпр), издержки по изготовлению единицы продукции (ИЗ1), стоимость сохранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода (С1). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR): EPR=[(2*Vпр*ИЗ1):С1]1/2. Предприятие в отчетном периоде реализовало за год 20 000 единиц продукции, издержки по изготовлению составили 1,35 тыс.руб., а стоимость хранения единицы запаса готовой продукции – 0,20 тыс.руб. Тогда, оптимальный размер выпуска одной партии продукции составит: EPR=[(2*V*ИЗ1):С1]1/2 =[(2*20 000 ед.*1,35 тыс.руб.):0,20 тыс.руб.]1/2=520 ед. Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж: Dзк= EPR: Vпр=520 ед.*100%=2,60%. При таком значении запаса готовой продукции на складе совокупные издержки по переработке и хранению продукции являются минимальными. Если предполагается, что объем продаж будет увеличен на 18%, стоимость хранения – на 5%, а издержки по изготовлению – на 6%, то размер запаса должен составить: EPR=[(2*V*ИЗ1):С1]1/2 = [(2*(20 000 ед.*1,18)*(1,35 тыс.руб.*1,06):(0,20тыс.руб.*1,05)]1/2=567 ед. Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж: Dзк1= EPR1:Vпр1=567 ед.:(20 000 ед.*1,18)*100%=2,40% Запасы готовой продукции на начало периода соответствуют запасам готовой продукции на конец предшествующего периода, поэтому являются известными величинами. (см.табл.2) Составление бюджета производства продукции (по периодам) (табл.4). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.затраты на производство ед.продукции (ИЗ1), тыс.руб. |
5 |
5,4 |
5,8 |
6,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Стоимость хранения ед. продукции на складе (С1), тыс.руб. |
0,45 |
0,47 |
0,50 |
0,52 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Объем продаж (Vпр), ед. |
10 000 |
12 000 |
13 000 |
14 000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.запас готовой продукции на конец периода (Vsk), ед. |
[(2*10000*5): 0,45]1/2=471 |
[(2*12000* 5,4): 0,47]1/2=525 |
[(2*13000* 5,8): 0,5]1/2=579 |
[(2*14000* 6,3): 0,52]1/2=582 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Запас готовой продукции на начало периода(Vsn), ед. |
380 (из данных за предшествующий период) |
471 |
525 |
579 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Объем производства продукции (V), ед. |
10 091 |
12 054 |
13 054 |
14 003 |
Следует учитывать, что в соответствии с отраслевой спецификой группы предприятий имеют незавершенное производство. В этом случае необходимо предусмотреть формирование бюджета валового выпуска продукции на основе плана производства, незавершенного производства на начало периода (НЗПРнач) и незавершенного производства на конец периода (НЗПРкон).
Объем товарного выпуска продукции рассчитывается по формуле:
BV=V+НЗПРкон-НЗПРнач.
Если предприятие использует простой метод учета затрат, то величина его незавершенного производства незначительная, товарный выпуск продукции равняется валовому выпуск (BV=V).
Если предприятие применяет показанный метод учета, то затраты по заказам, по которым не подписаны акты сдачи-приемки в данном периоде, являются частью валового объема, но не включаются в товарный выпуск.
Если предприятие применяет попередельный метод учета, то расчет валового выпуска и себестоимости товарного выпуска производится методом условных единиц.
Бюджет прямых материальных затрат
Затраты на сырье и материалы, которые идут непосредственно на изготовление продукции, принято называть прямыми затратами на материалы. Базой для расчета потребности в основных материалах является плановая величина валового выпуска продукции.
Бюджет прямых затрат на материалы формироваться следующими методами:
· технологического нормирования – исходя из технологии производства учитываются удельные прямые затраты в физических единицах;
· сравнительного анализа счетов – упрощенный метод нормирования, применяется в том случае, если на предприятии часто меняется номенклатура производства. На основе данных за предыдущие периоды устанавливается динамика прямых затрат и валового выпуска и с учетом этого исчисляется средняя величина удельных затрат на одну условную единицу выпускаемой продукции.
Бюджет прямых затрат на материалы при использовании метода технологического нормирования составляется на основе бюджетов продаж и производства и уровня запасов материалов на начало планируемого периода.
Потребность в материальных ресурсах на производство рассчитывается по формуле;
VC3=VCпр-VCн,
Где VC3-объем закупок материала в натуральных единицах;
VCпр – потребность в материале на заданный объем производства;
VCн – размер запаса материала на начало периода.
Потребность в материальных затратах на производство рассчитывается в натуральном выражении с учетом нормы расхода сырья на единицу продукции (Нp) и планируемого объема производства (V):
VCпр=V*Hp.
При определении стоимости материалов необходимо учитывать индекс роста цен на основные виды сырья и материалов.
Стоимость сырья и материалов определяется по формуле:
МАТЗ=МАТЗпр-МАТЗн,
Где МАТЗпр – стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения производственной программы; МАТЗн – стоимость запаса материала, используемого в производстве, на начало периода.
Стоимость закупок материалов определяется по формуле:
МАТЗпр=VCз*Цс*Jc,
Где VCз – объем закупок материала в натуральных единицах;
Цс –цена единицы материала;
Jc – индекс роста цены материала.
В бюджете закупки/использование материалов отражаются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов для выполнения плана производства.
Расчет за материалы, осуществляется в кредит, поэтому бюджет прямых затрат на материалы должен предусматривать план погашения кредиторской задолженности, который составляется на основе существующего механизма погашения задолженности перед поставщиками.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает все расходы, связанные с оплатой труда основного производственного персонала (см. приложение).Он формируется на основе бюджета производства, информации о производительности труда или необходимого для выполнения единицы продукции рабочего времени в часах, почасовых ставок оплаты труда основного производственного персонала. Потребность в оборотных средствах на основную (фиксированную) заработную плату определяется как произведение средней часовой тарифной ставки (СТч) и количества времени, необходимого для изготовления продукции (Тизг):
ФОТос=Vnp*сумма(Стчi*Тизгi),
Где Vnp – объем производства;
Стчi – часовая тарифная ставка рабочего выполняющего i-операцию обработки;
Тизгi – время, необходимое на i-операцию обработки.
Бюджет должен предусматривать уровень индексации почасовой оплаты труда.
Основная заработная плата используется для расчета дополнительной заработной платы основного производственного персонала. В данном бюджете выделяется фиксированная и сдельная оплата труда, указываются отчисления с общего фонда заработной платы в соответствии с действующим законодательством (см. приложение).
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо составить график ее погашения согласно порядку погашения, принятому руководством.
2.1.Формирование финансового бюджета.
Цель составления финансового бюджета – разработка прогнозируемого баланса.
Составными элементами финансового бюджета, являются сметы капитальных вложений , движения денежных средств и прогнозируемый баланс. Формы этих бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизированы, их структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.
Бюджет капитальных затрат, или инвестиционный бюджет. Отражает основные направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов. Данный бюджет включает издержки, связанные:
1. с покупкой земли, подготовкой участка и его улучшением;
2. с покупкой здания и работами по гражданскому строительству;
3. с технологией производства, закупкой машин и оборудования;
4. с затратами, входящими в структуру основного капитала.
В данный бюджет включается затраты на поставку, транспортировку и пошлины.
Данный бюджет оказывает существенное влияние на следующие бюджеты:
Бюджет денежных средств
На прогнозируемый отчет о прибылях и убытках;
На прогнозируемый бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.
Бюджет капитальных вложений обсуждается и принимается на высшем уровне управления организации.
Бюджет движения денежных средств формируется с целью:
1. расчета необходимого объема денежных средств в определенный период времени;
2. определения моментов и продолжительности периода, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств;
3. рационального использования денежных средств;
4. принятия управленческих решений при дефиците (избытке) денежных средств во избежании кризисных явлений.
Смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств на определенный период называется кассовым бюджетом. Он является составной частью основного бюджета. Достоверность закладываемых в кассовый бюджет показателей существенно зависит от субъективных прогнозируемых оценок: продаж, инкассации дебиторской задолженности и т.п.
Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты по каждому виду деятельности: основной, инвестиционный, финансовый.
Основные составляющие отчета по основной деятельности с учетом желательной динамики их изменения:
· увеличение: счета к получению и оплате, авансы полученные, легко реализуемые ценные бумаги, налоги к уплате;
· уменьшение: начисленные расходы, товарно-материальные ценности.
Результаты планирования основной деятельности используются при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
В зависимости от продолжительности периода, в течение которого у предприятия не хватает средств, дефицит может быть;
· краткосрочным – в этом случае необходимо привлечь краткосрочные кредиты и займы, сократить дебиторскую задолженность, увеличить кредиторскую задолженность;
· долгосрочным – в этом случае необходимо использовать долгосрочные кредиты или увеличить размер уставного капитала.
Избыток денежных средств может быть;
· краткосрочным – в этом случае необходимо осуществить краткосрочные вложения, расширить продажи в кредит, увеличить запасы сырья и материалов, ускорить оплату кредиторской задолженности;
· долгосрочным - в этом случае целесообразно осуществить модернизацию, расширить производственную базу, расширить деятельность предприятия.
Инвестиционная деятельность планируется на основе инвестиционных проектов и программ развития предприятия. В данной части отчета отражаются данные о приобретении реального основного капитала (материальных активов), размер чистой суммы наличных денежных средств в результате инвестиционной деятельности (см. приложение).
При планировании движения денежных средств в результате финансовой деятельности особое внимание уделяется таким статьям, как: векселя к оплате, долгосрочная задолженность, поступления от эмиссии обычных акций, выплаты дивидендов.
Бюджет движения денежных средств (табл.5).
Источники поступлений |
Значение, тыс. руб. |
1. Остаток денежных средств на начало периода |
200 |
2.Поступления, в том числе |
8530 |
Средства, полученные от покупателей и заказчиков основной деятельности: |
6000 |
Погашение дебиторской задолженности |
170 |
По текущей реализации |
5000 |
Полученные авансы |
830 |
Выручка от прочей реализации |
80 |
Бюджетное и целевое финансирование |
0 |
Кредиты и займы |
2300 |
Дивиденды и проценты к получению |
150 |
Штрафы и пени к получению |
0 |
Итого денежных средств за период (стр.1+ стр.2) |
8730 |
3. Выплаты, в том числе: |
8528 |
3.1. По основной деятельности: |
5800 |
Оплата материалов и энергии |
4700 |
Услуги со стороны |
290 |
Оплата труда |
810 |
3.2. По капитальным вложениям: |
410 |
Приобретение машин и оборудования |
410 |
Услуги со стороны |
0 |
3.3. Расчеты с бюджетом |
1420 |
3.4. Выплаты по кредитам и займам |
898 |
Остаток денежных средств на конец периода (стр.1+стр.2-стр.3) |
202 |
Прогнозируемый кассовый бюджет позволяет:
1. получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах;
2. принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;
3. анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели деятельности предприятия;
4. своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Недостаток денежных средств на предприятии приводит к сбоям в производственно-финансовом процессе, а избыток свидетельствует о том, что руководство предприятия не умеет выгодно размещать денежные ресурсы с целью получения дополнительной прибыли.
Следует иметь в виду, что инфляционные процессы с течением времени обесценивают денежные ресурсы.
Разработка прогнозируемого баланса предприятия
Цель разработки прогнозируемого баланса является оценка экономического потенциала предприятия, т.е. определение величины и динамики изменения стоимости активов, чистого оборотного капитала (рассчитывается как разность между текущими активами и краткосрочными обязательствами (счета к оплате), а также оценка ликвидности баланса, способности предприятия выполнять свои обязательства.
Баланс позволяет определить, какими средствами финансирования обладает предприятие и как их использовать.
Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой основной статьи баланса:
- основной капитал (учитывается стоимость основного капитала на начало периода, инвестиционные затраты за период; при оценке его балансовой стоимости учитываются ежегодные отчисления на амортизацию);
- текущие активы, в том числе сырье, незавершенное производство и готовая продукция, наличность (данные о нормируемых оборотных средствах), а также прогнозируемая дебиторская задолженность;
- собственный и заемный капитал, в том числе краткосрочные обязательства, необходимые для бесперебойной работы предприятия.
Пассивная часть баланса формируется по данным о предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
При составлении баланса необходимо обратить внимание на величину чистого оборотного капитала. Увеличение его соответствует оттоку реальных денег. Он должен финансироваться за счет акционерного капитала или долгосрочных обязательств. Сопоставление активов и собственного капитала и долгосрочных обязательств позволяет определить потребность в краткосрочных обязательствах. Таким образом, составляется первоначальный вариант прогнозируемого баланса. Составлением прогнозируемого баланса заканчивается первый этап работы над генеральным бюджетом. Затем необходимо провести анализ баланса, т.е. оценить, как планы руководства предприятия повлияют на финансовое состояние предприятия. Если в результате анализа возникнут проблемы, отрицательно влияющие на уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, то разработанные ранее частные сметы корректируются. При этом планирование и составление бюджета являются единым процессом управления.
Наше предприятие специализируется на выпуске сельхоз продукции. Рыночная цена единицы продукции в отчетном периоде составляла 1,8 тыс. руб. Объем продаж в отчетном периоде – 400 тыс. единиц. Руководство предприятия на основе результатов анализа рынка сбыта продукции принимает решение об увеличении объема продаж на 50%.
Необходимо разработать генеральный бюджет, используя данные о производственном процессе и балансовой отчетности, приведенные в приложении (баланс предприятия).
Исходные данные.
1.балансовая отчетность предприятия.
Баланс предприятия на 1 января 2005 года (тыс.руб.)
Актив |
Значение |
пассив |
Значение |
1. Основные средства |
4000 |
1. Собственные средства |
6600 |
2. Производственные запасы |
2000 |
2. Краткосрочные кредиты и займы |
600 |
3. Готовая продукция |
800 |
2. Кредиторская задолженность перед поставщиками |
500 |
4.Дебиторская задолженность |
500 |
3.Задолженность перед бюджетом |
200 |
5.Денежные средства в кассе и расчетах |
600 |
|
|
Итого активов |
7900 |
Итого источников |
7900 |
2.Для производства продукции необходимо использовать сырье трех видов. Известны нормы расхода каждого вида сырья на единицу продукции, цена сырья в отчетном периоде, его запасы на начало прогнозируемого периода, а также возможный темп роста цен на соответствующие виды сырья. Запасы сырья на конец периода по решению специалистов должны составлять по каждому виду соответственно: 30, 20 и 15% от объема, необходимого для производства продукции.
Сырье |
Норма расхода на единицу продукции, усл.ед. |
Запас сырья на начало периода, тыс.усл.ед. |
Цена сырья в отчетном периоде, руб. |
Возможный темп роста цен на сырье |
Пшено |
2 |
8 |
150 |
1,05 |
Свекла |
0,5 |
10 |
40 |
1,10 |
КРС |
0,1 |
4 |
100 |
1,02 |
3.Для выполнения данной программы продаж необходимо увеличить производственные мощности на 30%.
Составим частные бюджеты на основе данной информации.
Формирование бюджета продаж сельхоз продукции
Прогнозируемый объем продаж – 600 тыс.ед.продукции, в 1-ый квартал – 120 тыс.ед., а в каждый последующий – по 160 тыс.ед. С учетом роста инфляции руководство предприятия решило увеличить цену реализации на 2% ежеквартально. Смета продаж представлена ниже.
Смета продаж продукции на 2006 год (по кварталам)
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Объем продаж, ед. |
120 000 |
160 000 |
160 000 |
160 000 |
2.Цена реализации, тыс.руб. |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
3.Темп роста цены |
1,02 |
1,04 |
1,06 |
1,08 |
4.Индексированная цена (стр.2xстр.3), тыс.руб. |
1,84 |
1,87 |
1,91 |
1,94 |
5.Выручка от продаж, тыс.руб. |
220 800 |
299 200 |
305 600 |
310 400 |
6.Общая выручка за год |
1 136 000 |
Руководство предприятия решило предоставлять кредит своим покупателям. Условия кредитования: 40% - продукции в кредит; погашение кредита: в I квартал – после продаж 40% кредита, во II и III кварталы – соответственно 50 и 10% кредита.
С учетом условий кредитования составим план поступления денежных средств от реализации продукции в кредит.
График ожидаемых поступлений денежных средств от продажи продукции по кварталам
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Прогнозируемая выручка, тыс.руб. |
220 800 |
299 200 |
305 600 |
310 400 |
2.Выручка с нарастанием |
220 800 |
520 000 |
825 600 |
1 136 000 |
3.Поступления от продаж в данный период (тыс.руб), в том числе: |
||||
1-й период |
220 800х0,6=132 480 |
88 320х0,4=35 328 |
88 320х0,5=44 160 |
88 320х0,1=88 320 |
2-й период |
|
299 200х0,6=179 520 |
119 х0,4=47 872 |
119 680х0,5=59 840 |
3-й период |
|
|
305 600х0,6=183 360 |
122 240х0,4=48 896 |
4-й период |
|
|
|
310 400х0,6=186 240 |
4.Итого поступит за период |
132 480 |
214 848 |
275 392 |
383 296 |
5.Поступление средств с нарастанием |
132 480 |
347 328 |
622 720 |
1 006 016 |
6.Остаток долга на конец периода (дебиторская задолженность на конец периода), тыс.руб. |
88 320 |
172 672 |
202 880 |
129 984 |
7.Остаток долга на начало периода (дебиторская задолженность на начало периода), тыс.руб. |
500 |
88 320 |
172 672 |
202 880 |
8.Средняя дебиторская задолженность за период, тыс.руб. |
44 410 |
130 496 |
187 776 |
166 432 |
9.Доля дебиторской задолженности в выручке, % |
20,11 |
43,61 |
61,45 |
53,62 |
При таких условиях реализации продукции доля дебиторской задолженности в прогнозируемой выручке значительная.
Формирование бюджета коммерческих расходов по продукции.
При формировании коммерческих расходов нормы расходов по основным статьям учитываются в процентном отношении от выручки от продаж. Предполагаемые нормы расходов по основным статьям коммерческих расходов: на упаковку – 0,1%; хранение – 1,5%,; транспортировку – 1,4%; рекламу – 0,5%; оплату труда торговых агентов – 0,2%; представительские расходы – 0,1% от выручки от продаж.
Бюджет коммерческих расходов на 2006 г. (тыс.руб.) (по кварталам)
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Прогнозируемая выручка |
220 800 |
299 200 |
305 600 |
310 400 |
2.Расходы на упаковку продукции |
221 |
299 |
306 |
310 |
3.Расходы на хранение продукции |
3312 |
4488 |
4584 |
4656 |
4.Расходы на транспортировку |
3091 |
4189 |
4278 |
4346 |
5.Расходы на содержание складских помещений |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
6.Расходы на рекламу |
1104 |
1496 |
1528 |
1552 |
7.Расходы на з/п торговым агентам |
442 |
598 |
611 |
621 |
8.Представительские расходы |
221 |
299 |
306 |
310 |
9.Итого коммерческих расходов, (стр.2-стр.8) |
9591 |
12 569 |
12 813 |
16 516 |
10.Индекс роста коммерческих расходов |
1,01 |
1,015 |
1,02 |
1,025 |
11.Коммерческие расходы с учетом индексации |
9687 |
12 758 |
13 069 |
16 929 |
Коммерческие расходы за год |
52 443 |
Оценка потребности в оборудовании для производства продукции
Стоимость оборудования на начало планируемого периода составляет 4000 тыс.руб. Для организации планируемого количества продаж необходимо закупить оборудование, стоимость которого – 28000 тыс.руб. Общая стоимость основных средств в прогнозируемом периоде составит 6800 тыс. руб.
Предприятие планирует взять кредит для закупки оборудования в размере 2500 тыс.руб. Условия: кредит на год, ставка – 24% годовых, погашение ежеквартально.
План погашения кредита (тыс.руб)
Долг на начало квартала |
Основной долг |
Плата за кредитные ресурсы |
Общие выплаты |
Долг на конец периода |
2800 |
700 |
2800х0,06=168 |
700+168=868 |
2100 |
2100 |
700 |
2100х0,06=126 |
700+126=826 |
1400 |
1400 |
700 |
1400х0,06=84 |
700+84=784 |
700 |
700 |
700 |
700х0,06=42 |
700+42=742 |
0 |
итого |
2800 |
420 |
3220 |
Плата за кредитные ресурсы будет учитываться в дальнейшем при формировании бюджета управленческих расходов.
Формирование бюджета производства.
Составим бюджет производства продукции при следующих условиях;
Вероятность брака по технологии – 0,01%,
Запас готовой продукции на конец квартала – 0,2% от объема продаж;
Запас готовой продукции на начало прогнозируемого периода – 400 ед.
Смета производства продукции на периоды 1-4
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Объем продаж, ед. |
120 000 |
160 000 |
160 000 |
160 000 |
2.Запас готовой продукции на конец периода, ед. |
240 |
320 |
320 |
320 |
3. Запас готовой продукции на начало периода, ед. |
400 |
240 |
320 |
320 |
4.Возможный брак, ед. |
12 |
16 |
16 |
16 |
5.Объем производства в натуральном выражении, (стр.(1+2-3+4)), ед. |
119 852 |
160 096 |
160 016 |
160 016 |
6.Объем производства за год, ед. |
599 980 |
Формирование бюджета прямых материальных затрат.
Определим стоимость сырья и материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей объема производства. При расчете используем информацию о запасах каждого вида сырья на начало прогнозируемого периода, цене сырья. Количество материалов в натуральных единицах измерения определим по формуле:
КМ=КМпр-КЗмн,
Где КМпр – количество материалов, необходимых для выполнения производственной программы; КЗмн – количество запасов материалов на начало периода.
Смета прямых материальных затрат на производство продукции
Показатель |
Пшено |
Свекла |
КРС |
1.Остаток сырья на начало периода, тыс.усл.ед. |
8 |
10 |
4 |
2.Цена сырья, тыс.руб. |
150 |
40 |
100 |
3. Стоимость запасов сырья на начало периода, тыс.руб. |
1 200 |
400 |
400 |
4.Норма расхода на 1 ед. продукции, усл.ед. |
2 |
0,5 |
0,1 |
5.Потребность в сырье на объем производства (599 980хстр.4), тыс.усл.ед. |
1200 |
230 |
60 |
6.Объем закупок сырья (стр.5-стр.1), тыс.усл.ед. |
1200-8=1192 |
230-10=220 |
60-4=56 |
7.Индекс роста цен на сырье |
1,05 |
1,10 |
1,02 |
8.Индексированная цена на сырье, тыс.руб. |
157,5 |
44 |
102 |
9.Стоимость материальных ресурсов на объем производства, тыс.руб. |
187 740 |
9680 |
5670 |
10.Общая стоимость материалов (стр.3+стр.8), тыс. руб. |
188 940 |
10 080 |
6 070 |
11.Итого потребность в материальных затратах на производство, тыс,руб. |
188 940+10 080+6 070=205 090 |
||
12.Материальные затраты на производство единицы продукции, руб. |
205 090 : 599 980 х 1000=341,83 |
Используя данные, составим смету прямых материальных затрат на прогнозируемый год.
Бюджет прямых материальных затрат на продукцию
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Объем производства, ед. |
119 852 |
160 096 |
160 016 |
160 016 |
2.Материальные затраты на единицу продукции, руб. |
341,83 |
341,83 |
341,83 |
341,83 |
3.Затраты на материальные ресурсы, тыс.руб. |
40 969 |
54 726 |
54 698 |
54 698 |
4.Итого затрат на материалы, тыс.руб. |
205 091 |
Таким образом, для производства прогнозируемого объема продукции необходимы денежные средства в размере 205 091 тыс.руб.
Формирование бюджета закупок основных материалов.
Для определения потребности в оборотных средствах для закупки материалов в планируемый период необходимо учесть уровень запасов к концу каждого периода. Сырье пшено и свекла местные, у предприятие не было проблем с их доставкой, поэтому планируется, что уровень запасов должен быть на уровне 10 и 15% от потребности за период. КРC импортируется, процедура доставки занимает много времени, поэтому руководство решило иметь запас сырья, соответствующий половине его потребности в данный период.
Бюджет закупок основных материалов (по кварталам)
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Объем производства, ед. |
119 852 |
160 096 |
160 016 |
160 016 |
2.Пшено |
||||
2.1.Объем сырья на начало периода, усл.ед. |
8000 |
23 970 |
32 019 |
32 003 |
2.2.Норма расхода, усл.ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.3.Потребность в материале для производства, ед. |
239 704 |
320 192 |
320 032 |
320 032 |
2.4.Запас материала на конец периода, ед. |
23 970 |
32 019 |
32 003 |
32 003 |
2.5.Всего потребность в материале на период (стр.2.3.+стр.2.4.), ед. |
263 674 |
352 211 |
352 035 |
352 035 |
2.8.Объем закупок (стр.2.7-стр.2.1), усл.ед. |
255 674 |
328 241 |
320 016 |
320 032 |
2.9.Цена 1 усл.ед.сырья, руб. |
157,5 |
157,5 |
157,5 |
157,5 |
2.10.Объем закупок (стр.2.8.хстр.2.9), тыс.руб. |
40 269 |
51 698 |
50 403 |
50 405 |
3.Свекла |
||||
3.1.Объем сырья на начало периода, усл.ед. |
10 000 |
8989 |
12 007 |
12 001 |
3.2.Норма расхода, усл.ед. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3.3.Потребность в материале для производства, ед. |
59 926 |
80 048 |
80 008 |
80 008 |
3.4.Запас материала на конец периода, ед. |
8989 |
12 007 |
12 001 |
12 001 |
3.5.Всего потребность в материале на период (стр.3.3.+стр.3.4.), ед. |
68 915 |
92 055 |
92 009 |
92 009 |
3.6.Объем закупок (стр 3.5.-стр.3.1.), усл.ед. |
58 915 |
83 066 |
80 002 |
80 008 |
3.7.Цена 1 усл. Ед.сырья, руб. |
44 |
44 |
44 |
44 |
3.8.Объем закупок (стр.3.7.хстр.3.6), тыс. руб. |
2592 |
3655 |
3520 |
3520 |
4.КРС |
||||
4.1.Объем сырья на начало периода, усл.ед. |
4000 |
5993 |
8005 |
8001 |
4.2.Норма расхода, усл.ед. |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
4.3.Потребность в материале для производства, ед. |
11 985 |
16 010 |
16 002 |
16 002 |
4.4.Запас материала на конец периода, ед. |
5993 |
8005 |
8001 |
8001 |
4.5.Всего потребность в материале на период (стр.4.3.+стр.4.4.), ед. |
17 978 |
24 015 |
24 003 |
24 003 |
4.6.Объем закупок (стр.4.5.-стр.4.1.), усл.ед. |
13 978 |
18 022 |
15 998 |
16 002 |
4.7.Цена 1 усл.ед. сырья, руб. |
102 |
102 |
102 |
102 |
4.8.Объем закупок (стр.4.7.х4.6.), тыс.руб. |
1426 |
1838 |
1632 |
1633 |
Итого стоимость закупок (стр.2.8+стр.3.8+стр.4.8.), тыс.руб. |
44 287 |
57 191 |
55 555 |
55 558 |
Таким образом, предприятию для основных материалов необходимо иметь на планируемый период средства в размере 212 591 тыс. руб.
Предприятие планирует 80% затрат на закупку сырья и материалов осуществлять в течение того же периода, а 20% уплачивать в следующий период после приобретения ресурсов. Составим план погашения кредиторской задолженности перед поставщиками. Задолженность перед поставщиками материалов определим по формуле:
КРЗПк = КРЗПн + ЗАКп – Вс,
Где КРЗПк – размер кредиторской задолженности перед поставщиками на конец периода; ЗАКп – стоимость закупок материалов в период; Вс – вывплаты по счетам за период.
График оплаты приобретенных материалов (по кварталам) (тыс.руб).
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Кредиторская задолженность перед поставщиками на начало периода |
500 |
9357 |
20 795 |
31 906 |
2.Закупка материалов в период |
44 287 |
57 191 |
55 555 |
55 558 |
2.1.Материальные затраты с нарастанием, тыс.руб. |
44 287 |
101 478 |
157 033 |
212 591 |
2.2.Оплата (по периодам): |
|
|
|
|
1-й |
35 430 |
8857 |
|
|
2-й |
|
45 753 |
11 438 |
|
3-й |
|
|
44 444 |
11 111 |
4-й |
|
|
|
44 446 |
3.Выплаты по счетам |
|
|
|
|
- за период |
35 430 |
54 610 |
55 882 |
55 557 |
- с нарастанием, тыс.руб. |
35 430 |
90 040 |
145 922 |
201 479 |
4.Кредиторская задолженность на конец периода (стр.1+стр.2-стр.3) |
9357 |
20 795 |
31 906 |
43 018 |
В соответствии с прогнозируемым планом оплаты материалов кредиторская задолженность предприятия на конец года составит 43 018 тыс.руб.
Формирование бюджета прямых трудовых затрат.
Для производства единицы продукции требуется выполнить три операции, время обработки каждой операции – соответственно 2, 1,5 и 0,5 часа. Средняя тарифная ставка по каждой операции составляет соответственно 60, 80 и 50 руб. Дополнительная заработная плата по решению руководства должна составить 30% от основной оплаты. Отчисления от заработной платы – 40% от общей суммы оплаты труда.
На основе данной информации определим смету прямых трудовых затрат на единицу продукции и на каждый период.
Смета прямых трудовых затрат на единицу продукции
Показатель |
Технологическая операция №1 |
Технологическая операция №2 |
Технологическая операция №3 |
1.1.Время обработки, ч. |
2 |
1,5 |
0,5 |
1.2.Средняя тарифная ставка, руб. |
60 |
80 |
50 |
1.3.Индекс роста тарифной ставки |
1,02 |
1,05 |
1,12 |
1.3.Прямые затраты труда (стр.1.1.х стр.1.2 х стр.1.3), руб. |
122,4 |
126 |
28 |
2.Прямые затраты труда на единицу продукции, руб. |
276,4(122,40+126+28) |
||
3.Дополнительная заработная плата, руб. |
82,92(276,4 х 0,30) |
||
4.Общая заработная плата, руб. |
359,32(276,4+82,92) |
||
5.Отчисления от заработной платы, руб. |
143,73(359,32 х 0,4) |
||
6.Итого прямых трудовых затрат на единицу продукции (стр.4+ стр.5), руб. |
503,05(359,32 + 143,73) |
Используя значение прямых трудовых затрат, составим бюджет прямых трудовых затрат на прогнозируемый период.
Бюджет прямых трудовых затрат на 2006 год (по кварталам)
Показатель |
I |
II |
III |
IV |
1.Объем производства, ед. |
119 852 |
160 096 |
160 016 |
160 016 |
2.Прямые трудовые затраты на единицу продукции, руб. |
503,05 |
503,05 |
503,05 |
503,05 |
3.Прямые трудовые затраты на период, тыс.руб. |
60 292 |
80 536 |
80 496 |
80 496 |
Составление бюджета общепроизводственных расходов.
Составим смету общепроизводственных расходов, учитывая, что амортизационные отчисления должны составить 15% от стоимости основных средств на начало периода, затраты на энергию – 34% от материальных затрат, затраты на текущий ремонт оборудования – 8% от стоимости основных средств и т.п.
Смета общепроизводственных расходов на 2006 год (тыс.руб.)
Показатель |
Значение |
Постоянные общепроизводственные расходы: |
|
1.Амортизация производственного оборудования |
6800 х 0,15=1020 |
2.Текущий ремонт основных средств |
6800 х 0,08=544 |
3.Электроэнергия на освещение цехов |
1000 |
4.Страховка основных средств |
6800 х 0,02=136 |
5.Заработная плата мастеров и начальников цехов |
3000 |
6.Итого постоянных общепроизводственных расходов (сумма строк 1,2, 3, 4, 5.) |
5700 |
Переменные общепроизводственные расходы: |
|
7.Оплата энергетических ресурсов |
81 157 |
8.Заработная плата вспомогательных рабочих (8% от заработной платы рабочих) |
300824 х 0,08=24 066 |
9.Премиальный фонд |
50 000 |
10.Итого переменных общепроизводственных затрат (стр.7+стр.8+стр.9) |
155 223 |
11.Итого общепроизводственных затрат (стр.6+стр.10) |
5700+155 223=160 923 |
Таким образом, общепроизводственные затраты на год составят 160 923 тыс.руб.
Формирование бюджета себестоимости произведенной продукции.
Используя данные бюджетов прямых материальных и прямых трудовых затрат, распределим общепроизводственные расходы пропорционально прямых затратам на производство продукции.
Расчет произведенной себестоимости единицы произведенной продукции определим по формуле:
СПР1=(ПРМ+ПРТ+ОБЩПР)/V,
Где ПРМ, ПРТ – соответственно прямые материальные и прямые трудовые затраты: ОБЩПР – общепроизводственные затраты: V – прогнозируемый годовой объем производства продукции.
Бюджет себестоимости произведенной продукции (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Объем производства, ед. |
119 852 |
160 096 |
160 016 |
160 016 |
2.Прямые материальные затраты на единицу продукции, ед. |
341,83 |
341,83 |
341,83 |
341,83 |
3.Прямые материальные затраты на период (стр.1 х стр.2) : (1000)), тыс.руб. |
40 969 |
54 726 |
54 698 |
54 698 |
4.Прямые трудовые затраты на период, тыс.руб. |
60 292 |
80 536 |
80 496 |
80 496 |
5.Прямые затраты (стр.3+стр.4), тыс.руб. |
101 261 |
135 262 |
135 194 |
135 194 |
6.Итого прямых затрат, тыс.руб. |
506 912 |
|||
7.Итого накладных затрат, тыс.руб. |
160 923 |
|||
8.Коэффициент распределения (стр.7 : стр.6) |
0,3175 |
|||
9.Накладные затраты на период |
32 150 |
42 946 |
42 924 |
42 924 |
10.Себестоимость произведенной продукции (стр.5+стр.9), тыс.руб. |
133 411 |
178 208 |
178 118 |
178 118 |
11.Себестоимость единицы произведенной продукции (стр.10 : стр.1 х 1000), руб. |
1113,1 |
1113,1 |
1113,1 |
1113,1 |
Формирование бюджета себестоимости реализованной продукции.
Для формирования бюджета себестоимости реализованной продукции используем формулу:
СРПР=3ПРн+СПРП-3ПРк,
Где СРПР – себестоимость реализованной продукции;
3ПРн – запас готовой продукции на начало периода;
3ПРк – запас готовой продукции на конец периода.
Бюджет себестоимости реализованной продукции (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Запас готовой продукции на начало периода, тыс.руб |
800 |
267 |
356 |
356 |
2.Себестоимость произведенной продукции за период (стр.10 предыдущей табл.), тыс.руб. |
133 411 |
178 208 |
178 118 |
178 118 |
3.Запас готовой продукции на конец периода, ед. |
240 |
320 |
320 |
320 |
4.Стоимость единицы готовой продукции, руб. |
1113,1 |
1113,1 |
1113,1 |
1113,1 |
5.Стоимость запаса готовой продукции на конец периода, тыс.руб. |
267 |
356 |
356 |
356 |
Себестоимость реализованной продукции (стр.1+стр.2-стр.5), тыс.руб. |
133 971 |
178 119 |
178 118 |
178 118 |
Формирование сметы общих и административно-управленческих расходов.
Составим смету общих и административно-управленческих расходов, используя следующие данные:
1.Заработная плата управленческого персонала – 35% от заработной платы основных рабочих;
2.Заработная плата прочего общезаводского персонала – 10% от заработной платы основных рабочих;
3.Плата за использование кредитных ресурсов полностью включается в управленческие расходы.
Бюджет управленческих расходов на 2006 год (тыс.руб.) (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Расходы на заработную плату управленческого персонала |
21 102 |
28 187 |
28 174 |
28 174 |
2.Заработная плата прочего общезаводского персонала |
6029 |
8054 |
8060 |
8060 |
3.,Расходы на содержание административных помещений |
500 |
500 |
500 |
500 |
4.Плата за кредит |
168 |
126 |
84 |
42 |
5.Прочие расходы |
200 |
210 |
220 |
230 |
6.Итого управленческих расходов |
27 999 |
37 077 |
37 038 |
37 006 |
Итого управленческих расходов за год |
139 120 |
Формирование бюджета текущих расходов.
Смета текущих периодических расходов формируется на основе бюджетов коммерческих и управленческих расходов.
Бюджет текущих периодических расходов на 2006 год (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Коммерческие расходы |
9 687 |
12 758 |
13 069 |
16 929 |
2.Управленческие расходы |
27 999 |
37 077 |
37 038 |
37 006 |
3.Текущие расходы (стр.1+стр.2) |
37 686 |
49 835 |
50 107 |
53 935 |
Оценка безубыточности производства.
Для оценки безубыточности производства данного вида продукции используем информацию о прогнозируемой выручке от продаж, переменных и постоянных затратах организации. На основе этой информации определим порог рентабельности продукции по формуле:
Вкр=ПОСТЗ х Впр/(Впр – ПЕРЗ),
Где Вкр – критическая выручка; Впр – прогнозируемая выручка; ПОСТЗ – постоянные затраты организации; ПЕРЗ – переменные затраты организации.
Результаты расчетов представлены в табл. ниже. В ней приведены также расчеты маржинальной прибыли (МПР) и нормы маржинальной прибыли (Нмпр).
Маржинальная прибыль определяется как разность между прогнозируемой выручкой и переменными затратами:
МПР=Впр – ПЕРЗ.
Норма маржинальной прибыли определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке:
Нмпр=МПР/В.
Оценка безубыточности производства (тыс.руб.) (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Выручка от продаж |
220 800 |
299 200 |
305 600 |
310 400 |
2.Переменные затраты |
101 261 |
135 262 |
135 194 |
135 194 |
3.Маржинальная прибыль |
119 539 |
163 938 |
170 406 |
175 206 |
4.Постоянные затраты |
37 686 |
49 835 |
50 107 |
53 935 |
5.Порог рентабельности (стр.4 х стр.1 : стр.3) |
69 610 |
90 953 |
89 860 |
95 553 |
6.Запас финансовой прочности |
151 190 |
208 247 |
215 740 |
214 847 |
7.Темп роста запаса финансовой прочности |
|
1,38 |
1,43 |
1,42 |
8.Норма маржинальной прибыли (стр.3 : стр.1 х 100%), % |
54,14 |
54,79 |
55,76 |
56,45 |
Производство данной продукции не является убыточным. Запас финансовой прочности имеет тенденцию к увеличению. Так в 4-м периоде по сравнению с 1-м запас финансовой прочности увеличился почти на 42%.
Формирование прогнозируемого отчета о прибыли.
На основе прогнозируемых частных бюджетов составим прогнозируемый отчет о прибыли.
Прогнозируемый отчет о прибыли по продукции на 2006 год. (тыс.руб.) (по периодам)
Показатель |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1.Остаток денежных средств на начало периода |
600 |
-15 731 |
-3119 |
67 114 |
2.Поступление денежных средств от реализации |
132 480 |
214 848 |
275 392 |
383 296 |
3.Итого имеющихся средств за период |
133 080 |
199 117 |
272 273 |
450 410 |
4.Платежи |
|
|
|
|
4.1.Покупка материалов |
35 430 |
54 610 |
55 882 |
55 557 |
4.2.Затраты на труд |
60 292 |
80 536 |
80 496 |
80 496 |
4.3.Текущие расходы |
37 686 |
49 835 |
50 107 |
53 935 |
4.4.Закупка оборудования |
2800 |
|
|
|
4.5.Налоги и отчисления |
11 835 |
17 129 |
18 590 |
18 813 |
4.6.Выплаты по кредитам и займам |
168 |
126 |
84 |
42 |
4.7.Итого платежей за период |
148 211 |
202 236 |
205 159 |
208 843 |
5.Остаток денежных средств на конец периода (стр.3-стр.4.7) |
-15 731 |
-3119 |
67 114 |
241 567 |
Бюджет движения денежных средств показывает, что у организации в 1-м и 2-м периодах будет дефицит денежных средств, поэтому необходимо своевременно позаботиться о привлечении краткосрочных кредитов. При принятии решение о привлечении краткосрочных кредитов следует учитывать время поступлений платежей и размер платы за использование кредитных ресурсов. В конце 3 и 4 кварталов у организации появляются свободные денежные средства. Руководству необходимо рассмотреть мероприятия по рациональному использованию свободных средств.
2.2.Основные этапы составления бюджета предприятия
1.Цель составления бюджета деятельности предприятия и основные его задачи доводятся до лиц, ответственных за его составление. Такой целью может быть, например, увеличение объема продаж продукции, которая пользуется наибольшим спросом у потребителей.
2.Определение факторов, ограничивающих достижение поставленной цели. Примером фактора может являться объем выпуска продукции. На величину объема влияют такие факторы, как покупательский спрос на продукцию, выявленный на основе изучения рынка данного продукта; потенциальные производственные возможности предприятия, определенные на основе комплексного анализа деятельности предприятия.
3.Подготовка программы бюджета. Например, программа сбыта должна содержать объем и ассортимент сбыта, который определяется исходя из потребительского спроса и уровня производства предприятия.
4.Первоначальная подготовка бюджета в производственных подразделениях. Процесс подготовки должен идти снизу вверх, т.е. бюджет рождается на низшем уровне руководства, затем совершенствуется и координируется на более высоких уровнях.
Бюджет должен составляться подразделениями, которые задействованы в его формировании, с учетом данных за прошедшие периоды и возможных изменений условий в будущем.
Для структурных подразделений каждого уровня целесообразно формировать бюджет с учетом следующих функциональных бюджетов:
· фонда оплаты труда – отражаются затраты на оплату труда; на его основе определяются платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости и т.д.),
· материальных затрат – предусматривается потребность в средствах, необходимых для финансирования текущей деятельности, на его основе определяются платежи сторонним организациям;
· потребления энергии – включаются затраты на электро – и тепловую энергию, воду, пар и т.п., что необходимо для технологического процесса. На его основе рассчитывается потребность в средствах на платежи по определенному виду энергии;
· амортизации – включаются затраты на текущий и капитальный ремонт, реновацию, амортизационные отчисления. По данному бюджету можно судить об инвестиционной политике подразделения, организации в целом. Средства, указанные в данном бюджете, могут быть использованы в качестве оборотных средств организации;
· прочих расходов – отражаются прочие расходы (командировочные, транспортные и т.п.). Такой бюджет позволяет оценивать структуру финансовых расходов организации, выявлять резервы по наименее важным финансовым расходам.
Примерная система бюджетов структурных подразделений представлена ниже.
Вид бюджета |
Размер бюджетов подразделений, тыс.руб. |
Итого по предприятию |
||
Производственное |
Функциональная служба |
Непроизводственное подразделение |
||
Материальных затрат |
3000 |
400 |
50 |
3450 |
Фонда оплаты труда |
1000 |
700 |
210 |
1910 |
Отчисления с фонда оплаты труда |
260 |
182 |
55 |
497 |
Энергопотребления |
380 |
100 |
45 |
525 |
Амортизации |
210 |
20 |
18 |
248 |
Прочих расходов |
350 |
120 |
24 |
494 |
Итого по подразделению |
5200 |
1522 |
402 |
7124 |
На основе этих бюджетов производственных подразделений формируется сводный, комплексный бюджет организации (в следующ.табл.), который полностью охватывает всю базу финансовых расчетов организации.
Сводный бюджет дополняется следующими функциональными бюджетами;
· бюджет погашения кредитов и займов – отражаются операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей;
· налоговый бюджет – отражаются все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет, а также в бюджеты других уровней, во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости и т.д.).
Система бюджетов организации
Вид бюджета |
Размер бюджетов на период, тыс.руб. |
Материальных затрат |
3450 |
Фонда оплаты труда |
1910 |
Энергопотребления |
525 |
Амортизации |
248 |
Прочих расходов |
494 |
Кредитный бюджет |
210 |
Налоговый бюджет |
1740 |
Сводный бюджет |
8577 |
5.Обсуждение и координация бюджета с вышестоящим руководством. Сформированные бюджеты на низшем к-м уровне должны анализироваться и координироваться подразделением, которое объединяет их на (к-1)-м уровне. При этом изучаются соотношения показателей бюджета одного уровня, что позволяет на каждом уровне принимать согласованные, приемлемые решения для каждого подразделения. На каждом уровне составляется сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении денежных средств.
6.Характеристика и анализ сводного бюджета организации. На основе бюджетов каждого уровня составляется сводный, комплексный бюджет.
Составляющими сводного бюджета являются:
· исходные прогнозируемые данные;
· производственная программа;
· баланс прибылей и убытков;
· баланс организации;
· отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей. Бюджет организации является оптимальным, если доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основе сметы продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников, остатков средств на балансовых счетах.
Расходная часть отражает такие статьи затрат, как: налоги в бюджет, заработная плата, платежи во внебюджетные фонды, затраты сырья и материалов, оплата электроэнергии, выплаты по кредитам с учетом процентов, прочие расходы.
Форма сводного бюджета организации представлена ниже.
Сводный бюджет организации на период
Доходная часть |
Расходная часть |
||
Статья дохода |
Значение, тыс.руб. |
Статья расхода |
Значение, тыс.руб. |
1.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
8151 |
1.Налоги в бюджет и внебюджетные фонды |
1740 |
2.Доход от внереализационных операций |
230 |
2.Заработная плата |
1910 |
3.Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода. |
105 |
4.Закупка сырья и материалов |
3450 |
4.Кредиты и займы |
650 |
5.Оплата энергоресурсов |
525 |
|
|
6.Выплата по кредитам с учетом процентов |
210 |
|
|
7.Прочие расходы |
494 |
Итого доходов |
9036 |
Итого расходов |
8329 |
Разность между доходами и расходами |
707 |
Если доходная часть меньше расходной части, то имеет место дефицит бюджета. В этом случае необходимо пересмотреть расходную часть бюджета. На основе учета мнений ведущих специалистов организации могут быть разработаны различные подходы, уменьшающие расходы. При пересмотре статей затрат следует учитывать приоритетность следующих статей:
- заработная плата работников в расчете на производственную программу;
- платежи во внебюджетные фонды;
- затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы;
- оплата потребляемых энергоресурсов;
- выплаты налогов в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.
7.Окончательное принятие бюджета. Утверждение бюджета осуществляется на высшем - первом уровне, там составляется обобщенный (генеральный) бюджет, который включает: отчет о прибылях и убытках, бюджет баланса и отчет о движении денежных средств.
После утверждения обобщенный бюджет направляется во все центры ответственности организации. Принятый бюджет служит основанием для исполнения бюджета руководителями всех центров ответственности.
2.3.Управление процессом бюджетирования предприятия
Система управления бюджетированием представляет собой комплексную систему, основными элементами которой являются следующие центры ответственности:
· по доходам, основными функциями которого являются принятие решений по управлению маркетингом и коммерции (формирует смету продаж на основе прогноза сбыта, заключает договоры, контракты и т.п.);
· по расходам, основными функциями которого являются задачи управления производственным процессом и его техническим обеспечением (формирование бюджета закупок сырья материалов, комплектующих с учетом производственной программы, формирование бюджета текущего и капитального ремонта оборудования и т.п.);
· По прибыли, основными функциями которого является управление финансами и экономикой (прогноз прибылей и убытков, формирование налоговых и страховых платежей и т.п.);
· По инвестициям, основными функциями которого являются управление техническим развитием, решение кадровых вопросов.
Система управления включает несколько уровней управления.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.
Высший уровень – комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена управления организацией, а также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень включает отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный, снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.).
Третий уровень – отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, отдел главного механика, отдел главного энергетика, технический отдел, производственные цеха).
С учетом статей затрат организации между этими уровнями существует тесная взаимосвязь, которая отражена ниже.
Бюджет по статье затрат |
Подразделение, ответственное за формирование бюджета |
Согласующие подразделения |
Утверждение бюджета |
Срок утверждения |
Материальные затраты |
Плоново-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Фонд оплаты труда |
Плоново-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, снабженческая служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Потребление энергии |
Плоново-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, служба главного энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Амортизация |
Плоново-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Прочие расходы |
Плоново-экономическая служба |
Производственная служба, финансовая служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Погашение кредитов |
Финансовая служба |
Финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала периода |
Налоги и платежи |
Финансовая служба |
Финансовая служба, бухгалтерская служба |
Директор по экономике |
За 10 дней до начала действия бюджета |
Для осуществления контроля исполнения бюджета целесообразно использовать двухуровневую систему контроля:
Первый, верхний – контроль исполнения бюджетов всех структурных подразделений осуществляет финансовая служба и бухгалтерия;
Второй, нижний – контроль за исполнением бюджетов подразделений.
Контроль и анализ исполнения бюджета
Контроль должен осуществляться с помощью специально разработанных правил, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Данные правила должны позволять:
· Оперативно анализировать фактические отклонения от плановых значений;
· Разрабатывать мероприятия по устранению причин роста непроизводственных затрат;
· Своевременно представлять руководству организации аналитические материалы по исполнению соответствующих бюджетов и сводного бюджета.
Особое внимание следует уделять расходной части комплексного бюджета, так как от качества управления затратами зависит эффективность финансово – хозяйственной деятельности организации.
В течение бюджетного периода необходимо сопоставлять фактические результаты по каждой составляющей комплексного бюджета, в том числе по функциональным бюджетам со сметными значениями. Результаты сравнения должны оформляться и представляться составителями смет для своевременного и объективного внесения изменений в последующие периоды.
Контроль исполнения бюджетов должен осуществляться с учетом следующих принципов:
1. Проведение текущего и итогового контроля.
Текущий контроль позволяет оценивать промежуточные результаты исполнения каждого бюджета непосредственно в ходе отчетного периода, выявлять отклонения от плановых заданий.
Учет отклонений ведется на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета. Так, например, анализ отклонений по основному (операционному) бюджету предприятия проводится на основе отчета о финансовых результатах. Пример отчета о финансовых результатах по итогам отчетного бюджетного периода приведен ниже.
Отчет о финансовых результатах предприятия
Показатели |
План, тыс.руб. |
Доля в выручке, % |
Факт, тыс.руб. |
Доля в выручке по факту |
Отклонения тыс.руб. |
Отклонение доли, % |
1.Выручка |
8151 |
100 |
8090 |
100 |
-61 |
0 |
2.Себестоимость реализованной продукции |
5200 |
63,80 |
5450 |
67,37 |
250 |
3,57 |
3.Валовая прибыль |
2951 |
36,20 |
2640 |
32,63 |
-311 |
-3,57 |
4.Коммерческие и управленческие расходы |
494 |
6,06 |
520 |
6,43 |
26 |
0,37 |
5.Прибыль |
2457 |
30,14 |
2120 |
26,21 |
-337 |
-3,93 |
6.Налоги |
590 |
7,24 |
530 |
6,55 |
-60 |
-0,69 |
7.Чистая прибыль |
1867 |
22,91 |
1590 |
19,65 |
-277 |
-3,26 |
8.Доля валовой прибыли в выручке, % |
|
36,20 |
|
32,63 |
|
-3,57 |
9.Рентабельность продаж по чистой прибыли |
|
22,91 |
|
19,65 |
|
-3,26 |
По расчетным данным данной таблицы, следует, что чистая прибыль предприятия меньше запланированной прибыли на 277 тыс.руб. Это снижение связано с уменьшением объема продаж на 61 тыс.руб., увеличением себестоимости реализованной продукции на 250 тыс.руб., коммерческих и управленческих расходов на 26 тыс.руб. Произошло уменьшение налоговых отчислений за счет снижения выручки (налоговая база для НДС), прибыли (налоговая база для расчета налога на прибыль).
Качество управления основной деятельностью снизилось. При снижении объема продаж на – 0,75% себестоимости реализованной продукции увеличилась на 4,81% ((5450 тыс.руб. – 5200 тыс.руб.) : 5200 тыс.руб. х 100%), при этом доля себестоимости в выручке увеличилась на 3,57%. Это привело к снижению уровня управления производственной деятельности, так как доля валовой прибыли в выручке снизилась на 3,57%. Произошло снижение общего уровня менеджмента, так как рентабельность продаж по чистой прибыли снизилась на 3,26%.
Каждый отчетный период целесообразно разделить на совокупность единичных периодов, например, год – на единичные периоды, продолжительность каждого из них – четыре недели. В этом случае контроль позволяет на основе полученных выводов, устанавливать причины отклонений фактических знаний от плановых по прошедшему единичному периоду, выявлять внутренние резервы, вносить своевременно корректировки в хозяйственную стратегию и тактику предприятия с целью повышения эффективности и улучшения финансового состояния предприятия.
Итоговый контроль оценивает работу ответственных за исполнение бюджетов лиц, создает предпосылки для проведения изменений в деятельности организации;
2.Проведение контроля не только в целом по организации, но и по каждому структурному подразделению в разрезе статей затрат;
3.Выявление причин и виновников отклонений от исполнения планов;
4.Корректировка смет с учетом мероприятий по устранению отрицательных отклонений.
Составление и анализ исполнения каждого бюджета должно представлять собой непрерывный динамический процесс, в котором участвуют все основные подразделения предприятия, перечисленные ниже.
Система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета организации
Этапы бюджета |
Подразделения, ответственные за этап |
Согласование по этапам |
Контроль |
Утверждение |
Формирование доходной части |
Плоново-экономическая, финансовая службы |
Дирекция, бухгалтерская служба |
Бухгалтерская служба |
Директор |
Формирование расходной части |
Плоново-экономическая, финансовая службы |
Дирекция, бухгалтерская служба |
Бухгалтерская, финансовая службы |
Директор |
Исполнение доходной части |
Плоново-экономическая, финансовая службы |
Дирекция, бухгалтерская служба |
Бухгалтерская служба |
Директор |
Исполнение расходной части |
Плоново-экономическая, финансовая службы |
Дирекция, бухгалтерская служба |
Бухгалтерская служба |
Директор |
Вывод
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
В данной курсовой работе подробно раскрыты поставленные цели и задачи касающиеся темы «бюджетного устройства». Важно было выявить как формируется бюджет организации, его распределение и использование.
Изучив бюджет, мы видим, как организация «Восход» управляет, распределяет и составляет бюджет. По данному примеру можно судить, что организация «Восход» не имеет больших доходов, в некоторых случаях расходы приравниваются к доходам, что приближает организацию к банкротству.
Главным средством перераспределения служат финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондах. Если расходы равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Та сумма, на которую в данном году расходы превышают доходы, составляет бюджетный дефицит.
Литература
1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., 2003
2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1999.
3. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. Киров, 2002.
4. 4.Финансы/Под ред. Родионовой В.М. М.,2003.
5. Управленческий учет. Теория. Под ред. Шалаева Н.А. 2006
6. Финансовое право Тедеев А.А. 2006
7. Финансы организации Незамайкин В.Н. 2006
8. Управленческие решения Чудновская С.Н. 2006
9. Бухгалтерский управленческий учет. Казалов А.Н. 2006
10. Бухгалтерский управленческий учет. Васильева Л.С. 2006
11. Бухгалтерский управленческий учет. Вахрушина М.А. 2000
12. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. 2-е изд., перераб., и допол. – Дело и Сервис 2004
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |