|
"Международные валютные отношения"
"Международные валютные отношения"
ВВЕДЕНИЕ
Международные валютные отношения являются состовной
частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них
сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых
исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации
хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и
особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютные отношения
оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые
выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией
развивающихся стран в этой сфере.
Под влиянием многих факторов функционирование международных
валютных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями.
Следовательно, изучение мирового опыта представляет большой интерес для
складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная
интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный
фонд ( МВФ ) и группу Международного банка реконструкции и развития ( МБРР ) требуют
знания общепринятого кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов,
ценных бумаг, золота.
Международные валютные отношения-совокупность общественных
отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве
обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.
Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире-Древней
Греции и Древнем Риме-в виде вексельного и меняльного дела. Следующим этапом их
развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в Лионе, Антверпене и
других торговых центрах Западной Европы, где производились по переводным
векселям ( траттам ). В эпоху феодализма и становления капиталистического
способа производства стала развиваться система международных расчетов через
банки.
Развитие международных валютных отношений
обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением
международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой системы
хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.
Международные валютные отношения постепенно
приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных
связей. Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений,
закрепленная национальным законодательством или межгосударственными
соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная ( региональная )
валютные системы.
Исторически первыми возникли национальные валютные
системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм
международного права. Национальная валютная система является составной частью
денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за
национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и
состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальная валютная система неразрывно связана с
мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных
отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная
система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность
мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре
мирового хозяйства.
1.Валютный курс и факторы,
влияющие на его формирование.
Важным элементом валютной системы является валютный
курс. Валютный курс необходим для:
взаимного обмена валютами при торговле товарами,
услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную
иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут
обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного
государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты
товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на
национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;
сравнения цен мировых и национальных рынков, а
также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или
иностранных валютах;
периодической переоценки счетов в иностранной
валюте фирм и банков.
Валютный курс-”цена” денежной единицы
одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных
единицах ( СДР, ЭКЮ ). Внешне валютный курс представляется участникам обмена
как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется
соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой
валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние
национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.
Производители и покупатели товаров и услуг с
помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В
результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо
производства в данной стране или инвестиций за рубежом.
В связи с резким увеличением международного
движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по
отношению не только к товарам, но и финансовым активам.
Рассмотрим факторы, которые влияют на валютный
курс. Среди них можно выделить следующие:
1. Темп инфляции. Соотношение валют по их
покупательной способности ( паритет покупательной способности ), отражая
действие закона стоимости, служит своеобразным хребтом валютного курса. Поэтому
на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем
ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное
обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и
тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная
тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного
курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности
происходят в среднем в течение двух лет.
Зависимость валютного курса от темпа инфляции
особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами
и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой
валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса
на базе экспортных цен.
2. Состояние платежного баланса. Активный платежный
баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается
спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс
порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники
продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
3. Разница процентных ставок в разных странах.
Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на
международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение
процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение
поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу.
4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные
валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то
фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что
ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на
изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым
они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения “горячих”
денег.
5. Степень использования определенной валюты на
еврорынке и в международных расчетах.
6. На курсовое соотношение валют воздействует также
ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса
национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в иностранной валюте,
чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной
валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке платежей в иностранной
валюте.
7. Степень доверия к валюте на национальном и
мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической
обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими
воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы
экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты,
соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.
2.Рыночное и государственное
регулирование валютных отношений.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной
экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных
валютных отношений.
Государство издавна вмешивалось в валютные
отнашения-вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в
мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандартов 30-х годах ХХв.
перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного
курса.
Рыночное и государственное регулирование дополняют
друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а
второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования
валютных отношений.
В системе регулирования рыночной экономики важное
место занимает валютная политика- совокупность мероприятий, осуществляемых в
сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с
текущими и стратегическими целями.
Направление и формы валютной политики определяются
валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства,
расстановкой сил на мировой арене.
Обоснованием валютной политики служит определенная
теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика
оформляется валютным законодательством- совокупностью правовых норм,
регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за
ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и многосторонними-
между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной политики
является валютное регулирование- регламентация государством международных
расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование
реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти,
косвенное- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных,
методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное
валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных
объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и
реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений
включает несколько уровней:
частные предприятия, в первую очередь национальные
и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными
ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
национальное государство ( министерство финансов,
центральный банк, органы валютного контроля);
на межгосударственном уровне.
Органом межгосударственного регулирования является
МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные совещания на высшем уровне
с ограниченным числом участников. С1993 года Россия также участвует в этих
совещаниях.
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне
кроется в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности
экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях.
Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую
экономическую и политическую стратегию.
Приведем небольшой пример из истории:
Капиталистические страны вступили во вторую Мировую
Войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из
них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового
экономического кризиса 1929-1933гг.
Объектом правительственного валютного контроля
являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены
валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения
соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или
перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото,
ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за
экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение
других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на
национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному
на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного
им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного
органа валютного контроля в национальном банке.
Одной из форм валютных ограничений, широко
применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения
импорта и экспорта.
Валютные ограничения в экономике капиталистических
государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную,
противоречивую роль.
С одной стороны, они служат двойственным средством
выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и
концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный
контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной
страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других
государств, способствует росту национального производства.
С другой стороны, валютные ограничения способствуют
развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на
внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны также их применяют,
валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения
монополий на рынки других стран.
Монополии США и других стран заинтересованы в том,
чтобы они могли без каких-либо ограничений вывозить свои товары и капиталы в
другие страны и свободно перевозить за границу выручку от продажи этих товаров
и прибыли на вложенный капитал.
Отсутствие правительственных валютных ограничений является
одним из условий, дающих возможность другим государствам осуществлять
неэквивалентный товарообмен и систематически сводить платежный баланс в
расчетах с развивающимися странами с активным сальдо, а следовательно,
поддерживать постоянную финансовую зависимость этих стран от монополий других
государств. Поэтому правящие круги промышленно развитых государств,
испытывающие потребность в расширении внешних рынков сбыта, в большей мере
заинтересованы в отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем в их применении.
Вводя валютные ограничения, они всегда рассматривают их как вынужденную меру и
стремятся при первой возможности ликвидировать их, причем не только у себя, но
ив других странах.
Целесообразность установления свободной обратимости
валют или применения валютных ограничений определяется для каждого государства
в тот или иной момент состоянием его экономики и внешних расчетов. Для
промышленно развитых стран в зависимости от состояния экономики и позиций на
мировом рынке в один период свободная обратимость их валют может быть экономически
целесообразной, в другой- наоборот, она не даст для экономики ничего, кроме
вреда.
3.Международный валютный фонд ( МВФ )
Международный валютный фонд был создан в 1947 году.
В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать”
созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между
странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту
мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была
подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезрым препятствием на
пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе
Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были
возложены следующие функции:
- собирать и систематезировать валютное
законодательство стран-участниц.
- постоянно наблюдать за всеми изменениями в
области валютного законодательства.
- изучать формы и методы валютных ограничений, применяемых
отдельными государствами.
- разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации
правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных
ограничений.
- вести переговоры со странами-членами об отмене
или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений.
В первые же годы существования Фонда, правящие
круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных ограничений,
опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную потребность всех
стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они прекратили кредитование
их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.
Кредиты по “плану Маршала” предоставлялись странам
Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений между правительством США и
правительством соответствующей страны-заемщика. Эти соглашения содержали
обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”, относительно отмены
или ослабления применяемых ими валютных ограничений.
Для того, чтобы устранить валютные ограничения в
международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал созданию
европейского платежного союза ( ЕПС ) и введению, хотя и в несколько урезанной
форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.
МВФ за время своего существования, несмотря на
давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем государств, не
выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной ликвидации валютных
ограничений и восстановления неограниченной обратимости капиталистических
валют.
4.МВФ и платежные балансы
участвующих в нем стран.
МВФ создан для того, чтобы посредством частичной
интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать
пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником
временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не
располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не
имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем
странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную
валюту.
Годы существования МВФ показали, что путем
частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить
проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не
достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов
состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и
другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных
и развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок,
начисляемых МВФ с мая 1963 года.
|
Время
поьзования
крередитом
|
Сумма кредитов в процентах и
квоте
|
|
от 0% до 50%
|
от 51% до 100%
|
от 100% и более
|
до
3 месяцев
|
проценты
|
не
|
взимаются
|
от
3 до 6 мес.
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
от
6 мес. до 1г.
|
2,0
|
2,0
|
2,5
|
от
1 до 1,5 лет
|
2,0
|
2,5
|
3,0
|
от
1,5 до 2 лет
|
2,5
|
3,0
|
3,5
|
от
2 до 2,5 лет
|
3,0
|
3,5
|
4,0
|
от
2,5 до 3 лет
|
3,5
|
4,0
|
4,5
|
от
3 до 3,5 лет
|
4,0
|
4,5
|
5,0
|
от
3,5 до 4 лет
|
4,5
|
5,0
|
--
|
от
4 до 4,5 лет
|
5,0
|
--
|
--
|
Кредитные операции МВФ можно разделить на два
периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.[1]
В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на
общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов,
Франции- 125, Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на
который возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные
балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли
погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать,
что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис
валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при
создании фонда.
Управленческая структура МВФ- Совет управляющих, в
котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем,
назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители
центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия.
Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность
с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством
голосов в МВФ обладают:
“США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6%
голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества
членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов.”[2]
Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель
Камдессю ( Франция ), его заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие (
США ).
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную
роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение
его кредитной деятельности.
Наименее развитым странам предоставлялись льготные
кредиты за счет специальных фондов.
МВФ не только непосредственно кредитует
страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно
развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов,
а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает
доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит,
МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве
ее гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран
было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух
раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся
страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года
сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено
тремя основными факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском
заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее,
что ухудшило платежные балансы ряда стран.
2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся
странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также
включился в урегулирование внешнего долга этих стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной
Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими
преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Всем ясно, что стабильность национальной валюты
обеспечивает и стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение
многих лет.
5. Банк Международных Расчетов (
БМР ).
БМР является старейшим из существующих
международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был
создан в 1930 году.
Идея о создании банка возникла в связи с решением,
а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии
странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания германских репараций и
расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам
предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому
плану, получившего название “плана Юнга” ( по имени его автора ), Германия
должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран
Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату
репараций странам- победительницам, которые должны были из этих сумм погасить
свой долг по военным займам, полученным в США.
БМР предназначалась роль механизма, способствующего
выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных
капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от
займа в репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в 500 млн.
золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота.
Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал
составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.
Высшим органом управления Банка является общее
собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка.
Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании
не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того,
чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и
убытков.
Баланс Банка Международных
Расчетов.
на 31 марта `57 на 31 марта `67
Пассив
млн. % млн. %
золотых злотых
франков франков
Капитал
(оплаченный) 125,0
5,7 125,0 1,5
Резервы 21,2
1,0 25,8 0,3
Депозиты
в зо-
лоте
626,7 28,8 3561,2 43,4
Депозиты
в ва-
люте
1249,4 57,8 3909,6 47,5
Векселя
293,4
3,5
Прочие
пассивы 158,5 6,8 316,9
3,8
Всего 2181,0 100,0 8231,9 100,0
Актив
Золото
в слит-
ках
513,0 23,5 3095,9 37,6
Валюта
в кассе
и
на текущих сче-
тах
в банке 56,9 2,6 155,5 1,9
Векселя
и др. ценные
бумаги,
оплачиваемые
по
первому требован. 710,7 33,0 144,7 1,8
Срочные
вклады и
ссуды
146,5 6,7 3551,0 43,1
Прочие
векселя и
ценные
бумаги 673,8 31,0 1283,8 15,6
Прочие активы 71,1
3,2 1,0
Всего 2181,0 100,0 8231,9 100,0
Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом,
охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не
был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.[3]
Устав БМР запрещает выпускать банкноты,
представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета,
держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или
устанавливать контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он производит
только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит
под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их
международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика,
Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с
дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными
банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.
Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном
характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного
органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет
административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”,
обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964
году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты
в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР- ведущий информационно-исследовательский центр.
Годовые отчеты Банка- одно из авторитетных экономических изданий в мире. На
базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за
международными операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на
базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.
БМР превратился в международную валютно-кредитную
организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено
тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и
распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых
операциях, центром экономических исследований и форумом международного
валютно-кредитного сотрудничества.
6. Доллар- орудие американской
экспансии.
В силу сложившихся обстоятельств американский
доллар стал главной денежной единицей, замещающей золото в международном
обращении. Используя это, монополистические круги США через американское
правительство стали проводить энергичную финансово-экономическую и
военнополитическую экспансию. Идя навстречу погоне за долларами в странах
капитала, они со своей стороны энергично внедряли доллары в мировое обращение.
Внедрение доллара в международные расчеты,
начавшееся раньше, через международные организации еще больше усилилось.
Возросли также долларовые кредиты и прямые инвестиции частного американского
капитала через эти организации. Поощрение частных инвестиций- одна из главных
функций международных финансовых организаций.
С первых же шагов деятельности МБРР и МВФ доллар получил
широкие возможности выступив в качестве заменителя золота в международном
товарно-денежном обращении и движении капитала. Позиции доллара становились тем
прочнее, чем больше росли по абсолютному объему внешняя торговля США и активный
баланс. Чтобы создать еще более благоприятные условия для американских товаров
на внешних рынках, США взяли на себя инициативу согласования тарифно-торговой
политики капиталистических стран путем заключения ГАТТ и создания его постоянных
органов.
Причина внедрения американских долларов в мировое обращение
в основном виде кредитов и прямых инвестиций в экономику других стран сводилась
к выгоде, вытекающей из более высокой нормы прибыли в тех странах и отраслях,
куда внедрялись доллары. В результате этого появилась особая категория
долларов, получивших название “евродолларов” ( т.е. долларов кочующих вне
пределов США ), сумма которых колеблется, но составляет несколько млрд.
долларов. Главная причина появления “евродолларов”- в разнице ссудного
процента. За границей американский ссудный капитал приносил более высокий
процент, чем в США.
Первоначально проходившая сравнительно гладко
политика финансово-экономической экспансии США при помощи внедрения долларов в
международное денежное и в сферу кредита в 50-е годы стала осложняться.
Восстановились ведущие валюты, и уже перестал ощущаться прежний недостаток в
долларах. Между тем из-за постоянного дефицита платежного баланса США, в
среднем составлявшего в год около 1,5 млрд. долларов и покрывавшегося
американской валютой, сумма долларов за границей в иностранных руках возросла.
Именно часть этой суммы долларов в иностранных руках, в особенности долларов,
скопившихся в виде государственных валютных резервов, могла предъявляться к обмену
на американское золото.
Только таким образом наряду с другими причинами
можно объяснить то, что к концу 50-х годов было допущено резкое увеличение
дефицита платежного баланса США.
В течение 3 лет- 1958- 1960 годы- дефицит
платежного баланса США составил в среднем 4 млрд. долларов в год, или возрос в
3,3 раза в сравнении со средним платежным дефицитом за предыдущие 7 лет. Это,
несомненно, и явилось главной причиной, вызвавшей опасную для США тенденцию
обратного притока долларов из-за границы с требованием обмена их на золото.
7. Кеннеди или поиски путей
спасения.
С первых же шагов своей деятельности в 1961 году
правительство Кеннеди сделало политику защиты доллара стержнем всей своей
внешней политики. Сам Кеннеди был инициатором ряда финансово-экономических
мероприятий, которые существенно меняли ранее проводившийся курс
валютно-финансовой политики, с тем чтобы отстоять и укрепить прежнюю роль
доллара в международно-валютной системе и его отношение к золоту.
Проводимая политика шла в общем по двум главным
линиям: с одной стороны, стали осуществляться серьезные меры, направленные на
ликвидацию дефицита платежного баланса, а с другой стороны- принимаются меры к
привлечению других стран к поддержке доллара.
Особенно большое значение придавалось начавшемуся в
1961 году “золотому пулу”, Центральные банки 8 стран мира ( США, Англии, ФРГ,
Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии ), в задачу которого входило
поддержание цены золота на неизменном уровне= 35$ за унцию. Главную роль в “золотом
пуле” взял на себя Федеральный резервный банк США. Американское правительство
взяло на себя обязанность в распоряжение пула 50% золота, необходимого для
регулирования его цены, то есть поддержания цены на указанном выше уровне.
Кеннеди призвал иностранных финансистов поддержать
доллар, т.к. “это не только наша национальная валюта, это международная
валюта.”[4]
В качестве важных шагов, которые решительно стало
проводить правительство Кеннеди для урегулирования платежного баланса и
упрочнения доллара, были мероприятия по расширению экспорта и увеличению
активного баланса внешней торговли. При Кеннеди впервые был поставлен вопрос об
ограничении утечки американского капитала за границу, которая была признана
одной из главных причин постоянной пассивности платежного баланса.
Торговый и платежный баланс США в
конце 50-х и начале 60-х ( в тыс. долларах )
|