Динамика численности населения в странах ЕС
Динамика численности населения в странах ЕС
Работа на
тему:
Динамика
численности населения в странах ЕС
2005
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Образование ЕС.. 5
§ 1.1. Предпосылки создания ЕС.. 5
§ 1.2. Цели Договора ЕС.. 6
§ 1.3. Создание Европейского оборонительного
сообщества. 7
§ 1.4. Роль и направления деятельности ЕС на
мировой арене. 8
Глава 2. Изменение социального и
экономического положения стран ЕС в период его образования 11
Глава 3. Особенности демографического развития
стран ЕС.. 14
§ 3.1. Изменение численности населения ЕС.. 15
§ 3.2. Прирост населения в странах ЕС.. 17
§ 3.3. Экономические и социальные последствия
старения нации в странах ЕС.. 21
Заключение. 25
Список литературы.. 29
Введение
Понятие «демографическая политика» определяется как общая
деятельность государства по регулированию демографических процессов. Эта политика
в определяющей степени связана с быстрым ростом населения в развивающихся
странах, хотя некоторые международные организации пытались перенести опыт
планирования семьи на ряд постсоциалистических стран, где эта проблема не имела
и не имеет практического значения в силу более чем скромных показателей роста
населения.[1]
Демографическая политика в целом ряде густонаселенных стран с преобладанием
отсталых производительных сил, бедностью подавляющей часть населения и
недостаточным ресурсным потенциалом является жизненной необходимостью. Не
случайно, довольно жесткий курс в области планирования семьи, т.е. ограничении
рождаемости, проводили правительства Китая и Индии. При этом применялись и
методы принуждения, ведущей к социальным конфликтам. Эта проблема в 90-е годы
занимала значительное место и в деятельности ООН.
В 1994 г. на каирской Международной конференции по
народонаселении ООН было принято несколько документов, которые в целом
сформировал основные положения, и принципы концепции демографической политики
этих документах главной причиной отсталости развивающихся стран был на зван
быстрый рост их населения, невозможность обеспечить его работой, дат
образование и средства к существованию.[2]
Развернутые рекомендации в области планирования семьи составили стержень
Программы действий, одобренной Международной конференцией. Положения ее приняты
многими странами в качестве инструментов в национальной демографической политике.
Это то, что касается данной проблемы PC, испытывающих демографические перегрузки
на экономику.
Актуальность темы выражена в демографической политике
развитых стран, которые не испытывают демографической нагрузки. Более того,
давно наметилась тенденция к сокращению населения, что вызывает беспокойство.[3] Правительства ряда европейских
стран, в частности Франции, предпринимают меры по увеличению рождаемости,
которые, однако, не дают каких-либо практических результатов. Растущие
психологические нагрузки в городах, в которых живет подавляющая часть
населения, напряженность в обществе, интенсификация всех видов труда, все новые
потребности, формирующиеся на рынке и вторгающиеся в жизнь людей, - все это не
способствует увеличению численности семей, росту рождаемости. И закономерно
происходит старение общества в развитых странах, что, несомненно, вызывает
пессимистичные размышления относительно их будущего, в том числе и практические
опасения, связанные с функционированием экономического механизма, обеспечивающего
безбедную жизнь самого общества.
В более общем плане демографическая политика обычно состоит
из мер, направленных на контроль роста населения, и включает образовательные
программы по контролю рождаемости, широкую пропаганду, маркетинг и распределение
противозачаточных средств, предложение добровольной стерилизации.[4] Часто принимаются, например, и
такие социальные меры, как увеличение минимального возраста вступления в брак и
повышение экономического статуса женщины. Однако, вероятно, наиболее
эффективным методом демографического контроля является повышение жизненного
уровня, поскольку при росте доходов рождаемость снижается, что статистически
подтверждается практически без исключения на примерах развитых стран.
Цель работы – рассмотреть демографическую политику стран
ЕС, проследить ее динамику роста и падения, рассмотреть факторы, способствующие
такому скачкообразному поведению численности населения
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю.
Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали
реальную основу для европейской интеграции.[5]
Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и
пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире.
Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало
стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны
экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной
потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и
международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение
рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной
Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два
принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и
конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению
наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к
интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого
гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную
на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета
стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к
тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств,
органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет
собой постоянную борьбу этих двух концепций.
Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного
союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на
территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского
хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей
экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики,
условий труда и жизни и т.д.[6]
Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в
мирных целях.
Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских
договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский
вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как
Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария
образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках
этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли.
Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали
стремиться к переходу в ЕЭС.
Сближение государств континента в социально-экономической
сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление
Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных
пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками
при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к
третьим странам (1957–1968);
– создание таможенного союза с введением вместо автономных
средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к
единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего
помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих
свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);
– создание Экономического и валютного союза,
предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002)
с заменой национальных валют единой валютой – евро.[7]
Проект Европейского экономического сообщества содержал в
себе как элементы федералистского, так и конфедералистского подходов, которые
усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической
конъюнктуры.
Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала
попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и
Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия,
Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно
этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым
командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля
государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и
конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе
1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи
была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза
не были реализованы и в 1960–1970-х.
Столкновение двух подходов к европейскому строительству
достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый
«Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских
представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех
пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский
компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето
при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного
контроля над развитием ЕЭС.
Несмотря на сопротивление противников углубления
интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было
проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый
Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС
(изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую
институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества –
Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 –
проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.
Достижения интеграции в социально-экономической области, а
также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания
более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено
в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского
акта 1987 (ЕЕА).
ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции
– создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление
компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной
политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического
развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества
в области внешней политики.
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте
(Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название
– ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено
общее гражданство Союза.
Эти проекты конца 1980-х - начала 1990-х годов носили
отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные
элементы.[8]
При этом федеративный путь развития получал все больше
сторонников. В 1973 Великобритания и Дания - его традиционные критики - стали
членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось
среди других европейских государств - Греции, Испании, Португалии, Австрии,
Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене,
борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также
перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения
Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.
Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза
и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и
политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел,
посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав
человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в
борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением
Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех
основных проблемах: [9]
- внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и
процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования
их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных
областях);
- принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с
предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического
перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
- формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской
конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце
2001.
Компетенция ЕС и основные направления деятельности.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на
следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная,
транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная,
промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и
здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав
потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей,
исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в
целях содействия развитию, экономического, финансового и технического
содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности,
и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
При анализе политики Европейского Союза можно выделить три
основополагающих направления («три опоры»):
- «первая опора» - Экономический и валютный союз (ЭВС);
- «вторая опора» - Общая внешняя политика и политика
безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая
- Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);
- «третья опора» - сотрудничество государств-членов в
области внутренних дел и правосудия.
Экономический и валютный союз. До создания Экономического и
валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов
осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики
или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов
деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по
решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств,
включая инструментарий макроэкономического регулирования.
Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие
критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро,
регулирующие предельные уровни:
- инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на
1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
- процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых
не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний
показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
- дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
- государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
- в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее
обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные
Европейской валютной системой.
Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию
правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя
обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита
предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые
наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.
Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось
введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные
денежные знаки.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции
органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая
политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое
экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не
может функционировать при существенно различающихся национальных темпах
инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.
Со времени создания ЕЭС между Сообществом и Европейской
ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), созданной под эгидой Великобритании,
шла скрытая борьба. ЕАСТ в этой борьбе проиграла еще на ранних стадиях,
поскольку эта организация не ставила перед собой задачи создания единого
европейского рынка. В 1972 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия и
Великобритания, позже - Греция, Испания и Португалия. В 1997 г. ЕС принял
решение о приеме Польши, Венгрии, Чехии, Словении и Эстонии. Желание вступить в
ЕС изъявила Украина.[10]
На Римской сессии 1 декабря 1975 г. Европейский совет
принял окончательное решение об организации прямых всеобщих выборов в
Европейский парламент в соответствии с принципами, получившими одобрение на
предшествующем Парижском саммите глав государств и правительств Сообщества.
Тогда же и была определена дата проведения первых выборов — весна 1978 г.
Правда, они были перенесены на 7-10 июня 1979 г. Таким образом, хотя прямое
избрание Парламента было предусмотрено первыми договорами о Сообществе, наделе
понадобилось 25 лет для осуществления намеченного проекта. Столицей
Европейского парламента стал Страсбург.
29 декабря 1975 г. премьер-министр Бельгии Л. Тиндеманс в
соответствии с поручением, полученным им на Парижском саммите, представил на
обсуждение правительств - членов ЕЭС доклад о будущем развитии Сообщества.
Ключевые идеи Тиндеманса - необходимость упрочения Экономического и валютного
союза, осуществление общей внешней политики, европейской социальной и
региональной политики, общей промышленной политики в секторах роста,
существенное усиление регулирующей роли руководящих органов Сообщества.
Европейский совет, однако, не торопился с обсуждением этих проблем и лишь на
своих сессиях с апреля по декабрь 1979 г. решил вопрос о создании Европейской
валютной системы (ЕВС). На Парижской сессии 9-10 декабря 1979 г. Европейский
совет принял решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС) в действие.
В 1984 г. Европейский парламент предпринял крупный шаг,
направленный на дальнейшее развитие Сообщества - был принят проект о Европейском
союзе (ЕС). На этой основе Комиссия Сообщества, которой тогда руководил Ж. Делор,
разработала Белую книгу - конкретную программу завершения строительства внутреннего
рынка в масштабах Сообщества. В 1986 г. государства — участники ЕЭС подписали
Единый европейский акт, который существенно дополнил Римский договор целым
блоком конкретных соглашений. В них содержались конкретные меры по реализации
поставленных задач по созданию обширного, свободного и не имеющего границ
общего рынка в Западной Европе, а Белая книга стала составной частью Единого
акта. Отметим, что в Белой книге содержится 279 конкретных директивных
предложений, многие из которых находятся в стадии осуществления на программной
основе, имея соответствующие механизмы реализации и контроля.
Важным аспектом соглашений, вошедших в Единый европейский
акт, явилось и то, что Сообщество уделило большое внимание решению процедурных
вопросов, имеющих громадное значение там, где речь идет о принятии решений в
рамках международных организаций. Так, была значительно расширена сфера
принятия решения квалифицированным большинством.
Важнейшей стороной успешного развития ЕЭС-ЕС всегда
являлась законодательная база, включая своевременную ратификацию национальными
парламентами и Европарламентом тех договоров и соглашений, которые требовали
парламентского утверждения. На Родосской сессии Европейского совета, которая
проходила 3-4 декабря 1988 г., было зафиксировано, что 50% необходимой
законодательной базы, которая требуется для создания единого рынка (до конца
1992 г.), уже подготовлено. Почти 90% предложений, внесенных в программу
Комиссии, были представлены на рассмотрение Совета, и 40% из них Совет принял.
Из этого числа 70% предложений имели характер «технических барьеров», т. е.
были связаны с необходимостью гармонизации стандартов товаров и услуг, включая
таможенные правила и финансовые услуги. Полная либерализация рынка капитала
для восьми государств ЕС была провозглашена 1 июля 1990 г. - это был решающий
шаг на пути создания экономического союза, в то же время он стал мощной
предпосылкой для формирования единой финансовой зоны Сообщества, где действуют
общие правила, законодательные акты, стандарты, таможенные пошлины, сборы и
т.п.
Одной из важнейших сущностных сторон деятельности органов
ЕС, и в частности Комиссии, является разработка сложных процедур по взаимному
признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласование законодательства,
общих подходов по защите потребителя, создание одинаковых условий для вложений
инвестиций, в области налогообложения, свободного передвижения рабочей силы,
оплаты труда, условий найма и т.д.
Особое внимание Союз уделил региональной политике.
Известно, что 15 стран ЕС имеют разный уровень развития, в масштабах многих
стран существовали и поныне существуют экономически отсталые, слаборазвитые
или депрессивные районы, нуждающиеся в особых подходах с целью их подтягивания
к общеевропейскому уровню развития.[11]
С учетом этих обстоятельств в январе 1989 г. были приняты новые структурные
правила, которые преследовали задачи выравнивания уровней экономического
развития разных стран и регионов Сообщества, устранения территориальных диспропорций.
Ключевая роль в такой региональной политике отводилась фондам Сообщества -
Европейскому фонду регионального развития, Европейскому социальному фонду,
Европейскому фонду ориентации и гарантий сельского хозяйства, Средиземноморским
интеграционным программам. Тогда же было согласовано распределение ассигнований
на эти цели - цели выравнивания развития регионов. Наибольший объем средств
направлялся в средиземноморские страны и Ирландию, что, кстати, вызывало
недовольство крупных стран — основных доноров, но, тем не менее, всякий раз
удавалось решать возникающие противоречия, поскольку при любом споре ни одна
страна - участница ЕЭС-ЕС не ставила под сомнение свое пребывание в Сообществе.
Даже М. Тэтчер не делала заявлений этого типа - слишком очевидными являются для
большинства европейцев выгоды, получаемые от экономически объединенной Европы.
Население Европейского Союза и присоединяющихся к нему
стран превышает 450 миллионов человек.[12]
В январе 2004 года Евростат - статистический комитет Европейского
Союза (ЕС) - опубликовал предварительные данные о демографическом развитии
стран, входящих на той или иной основе в состав союза, которые основываются на
данных помесячной отчетности, прогнозных расчетах и экспертных оценках.
Согласно этим оценкам, численность совокупного населения пятнадцати
стран-членов ЕС на начало 2004 года составила 380,8 миллиона человек, а десяти
стран, проходящих процедуру вступления в ЕС2, - 74,1 миллиона человек (рис. 1 и
2 и табл.1).
Среди стран-членов Европейского Союза по численности
населения выделяется Германия (82,5 миллиона человек, или почти четверть
совокупного населения ЕС), а также Франция, Великобритания (почти по 60
миллионов человек), Италия (свыше 57 миллионов человек) и Испания (около 41
миллиона человек), а среди стран, проходящих процедуру вступления в Европейский
Союз, - Польша (более 38 миллионов человек), Венгрия и Чехия (примерно по 10
миллионов человек).
Рисунок 1. Соотношение стран-членов ЕС по численности населения
на начало 2004 года
Рисунок 2. Соотношение
стран, присоединяющихся к ЕС, по численности населения на начало 2004 года
По оценкам, число родившихся в Европейском Союзе в 2003
году слегка увеличилось, составив 4,03 миллиона против 3,99 в 2002 году. Также
немного возросло число умерших - с 3,68 миллиона человек в 2002 году до 3,74
миллиона человек в 2003 году. В итоге естественный прирост населения (число
родившихся за вычетом числа умерших) сократился с 309 тысяч человек в 2002 году
до 294 тысяч человек в 2002 году. Заметно сократился и миграционный прирост
(число прибывших минус число выбывших), составив в 2003 году 983 тысячи человек
против 1260 тысяч человек в 2002 году. Соответственно, общий прирост населения
составил около 1,3 миллиона человек, или 3,4‰ против 1,6 миллиона человек, или
3,6‰ в 2002 году.[13]
В 2000-2001 годах в большинстве стран ЕС были проведены
переписи населения. Их результаты оказались ниже, чем ожидалось по данным
текущего учета, особенно значительно в Италии и Великобритании. Поэтому ряды
данных о численности населения были нарушены, что обусловило расхождение в
показателях прироста населения и чистой миграции. Численность населения на
годы, пришедшиеся между переписями, будет пересчитана в ближайшее время.
По данным текущего учета, в прошлом году замедлилось
сокращение совокупного населения десяти присоединяющихся к Европейскому Союзу
стран. За 2003 год его численность уменьшилась на 60 тысяч человек, или 0,8‰, в
то время как за предшествующий 2002 год - на 135 тысяч человек, или на 1,8‰.
Снижение численности населения происходит, главным образом, из-за естественной
убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), хотя в некоторых
странах определенную роль играет и миграционный отток населения (превышение
числа выбывших над числом прибывших в страну).
Таблица 1. Изменение численности населения ЕС за 2003 год,
тысяч человек
(по предварительной оценке)[14]
|
Числен-ность населения на 01.01.03
|
Число родив-шихся
|
Число умерших
|
Естест-венный прирост
|
Мигра-ционный прирост
|
Общий прирост
|
Численность населения на 01.01.04
|
EC-15
|
379 482,50
|
4 033,30
|
3 739,70
|
293,6
|
982,6
|
1 276,20
|
380 758,80
|
Австрия
|
8 067,00
|
77
|
77,3
|
-0,3
|
25,3
|
24,9
|
8 091,90
|
Бельгия
|
10 355,80
|
111,2
|
105,3
|
5,9
|
35
|
40,9
|
10 396,70
|
Великобритания
|
59 328,90
|
690
|
603,9
|
86
|
103
|
189
|
59 517,90
|
Германия
|
82 536,70
|
709,8
|
861,6
|
-151,8
|
160,2
|
8,4
|
82 545,10
|
Греция
|
11 018,40
|
102,5
|
104
|
-1,5
|
30
|
28,5
|
11 046,90
|
Дания
|
5 383,50
|
64,9
|
57,8
|
7,1
|
7
|
14,1
|
5 397,60
|
Ирландия
|
3 963,60
|
62,1
|
29,1
|
33
|
28
|
61
|
4 024,60
|
Испания
|
40 683,00
|
438
|
368,4
|
69,6
|
225
|
294,6
|
40 977,60
|
Италия
|
57 321,10
|
542,2
|
589,3
|
-47,2
|
207,7
|
160,5
|
57 481,60
|
Люксембург
|
448,3
|
5,2
|
3,8
|
1,4
|
1,1
|
2,5
|
450,8
|
Нидерланды
|
16 192,60
|
204,2
|
142
|
62,2
|
2,8
|
65
|
16 257,60
|
Португалия
|
10 407,50
|
112,3
|
103,4
|
9
|
63,3
|
72,3
|
10 479,80
|
Финляндия
|
5 206,30
|
56,5
|
48,1
|
8,4
|
5,5
|
13,9
|
5 220,20
|
Франция
|
59 629,10
|
759,3
|
552,8
|
206,5
|
60
|
266,5
|
59 895,50
|
Швеция
|
8 940,80
|
98,2
|
92,9
|
5,3
|
28,8
|
34,1
|
8 974,90
|
Исландия
|
288,5
|
4,1
|
1,8
|
2,2
|
-0,3
|
2
|
290,5
|
Лихтенштейн
|
33,9
|
0,4
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,4
|
34,3
|
Норвегия
|
4 552,30
|
54,8
|
42,8
|
12
|
11,3
|
23,3
|
4 575,60
|
Швейцария
|
7 324,10
|
71,2
|
62,4
|
8,8
|
44
|
52,8
|
7 376,90
|
Присоединяющиеся
к ЕС страны
|
74 200,90
|
683,1
|
774,9
|
-91,8
|
32,1
|
-59,7
|
74 141,10
|
Венгрия
|
10 142,40
|
96,5
|
136
|
-39,5
|
12,4
|
-27,1
|
10 115,20
|
Кипр
|
715,1
|
8
|
5,6
|
2,4
|
10,2
|
12,6
|
727,7
|
Латвия
|
2 331,50
|
20,5
|
32,7
|
-12,1
|
-0,8
|
-12,9
|
2 318,50
|
Литва
|
3 462,60
|
30,4
|
40,9
|
-10,5
|
-4,9
|
-15,4
|
3 447,10
|
Мальта
|
397,3
|
4
|
3,3
|
0,7
|
1,6
|
2,3
|
399,6
|
Польша
|
38 218,50
|
350,7
|
360,2
|
-9,5
|
-15,3
|
-24,8
|
38 193,70
|
Словакия
|
5 379,20
|
51,5
|
51,5
|
0
|
1,5
|
1,5
|
5 380,70
|
Словения
|
1 995,00
|
17,2
|
19,2
|
-2
|
3,6
|
1,6
|
1 996,70
|
Чехия
|
10 203,30
|
91,2
|
107,5
|
-16,3
|
24
|
7,7
|
10 211,00
|
Эстония
|
1 356,00
|
13
|
18
|
-5
|
-0,1
|
-5,1
|
1 350,90
|
Болгария
|
7 845,80
|
65,6
|
112,2
|
-46,5
|
-
|
-46,5
|
7 799,30
|
Румыния
|
21 772,80
|
208,7
|
264,5
|
-55,8
|
-0,9
|
-56,8
|
21 716,00
|
За последние 50 лет совокупное население современного
Европейского Союза выросло с 295 до более чем 380 миллионов человек. В 1953
году его численность превысила 300 млн. человек и после этого увеличивалась на
25 млн. человек через, соответственно, 10, 13 и 22 года. Таким образом, в
последние два- три десятилетия рост населения явно замедлился.
Ожидаемый за 2003 год прирост населения - 1,3 миллиона
человек - хорошо согласуется с этой общей тенденцией. И хотя во второй половине
1990-х годов регистрировались более низкие уровни прироста, нынешний прирост
существенно ниже уровня, характерного для 1960-х годов - в среднем на 2,5
миллиона человек в год. Относительный показатель прироста населения ЕС за 2003
год - 3,4‰ - несколько выше, чем в конце 1990-х годов, но с точки зрения
долговременной перспективы он выглядит довольно скромным.
Несмотря на то, что все страны-члены ЕС в 2003 году
увеличили свое население, темпы прироста сильно различались (рис. 3). Самый
высокий, по-прежнему, наблюдался в Ирландии (15,3‰), а самый низкий - почти
нулевой - в Германии (0,1‰). Помимо Ирландии, более высоким приростом населения
отличались Испания (7,2‰) и Португалия (6,9‰). Почти во всех странах, кроме
Испании, Финляндии и Швеции, произошло снижение прироста населения.
Пять из десяти стран, проходящих процедуру вступления в ЕС,
напротив, несли потери в населении, особенно значительные - Латвия (-5,6‰) и
Литва (-4,6‰). Одновременно заметно увеличилось население Кипра (17,4‰) и, в
несколько меньшей степени, Мальты (5,7‰).
Предварительные данные показывают, что международная
миграция остается важным компонентом изменения численности населения
европейских стран.
В странах ЕС миграционный прирост обеспечил почти 3/4
общего прироста населения (естественный прироста составил 0,8‰, миграционный -
2,6‰). Без преобладающего миграционного притока Австрия, Германия, Греция и
Италия теряли бы население, поскольку в них наблюдалась его естественная убыль.
Естественная убыль составила в Германии 1,8‰, в Греции - 0,1‰, в Италии - 0,8‰.
В Австрии наблюдался нулевой прирост, а в остальных одиннадцати странах-членах
ЕС - положительный естественный прирост. Наибольшим он был в Ирландии - 8,3‰,
во Франции, Нидерландах и Люксембурге составлял около 3-4‰, в других - около
1‰. Миграционный прирост был наиболее интенсивным в Ирландии (7,0‰), Португалии
(6,1‰) и Испании (5,5‰), а наименее интенсивным - в Нидерландах (0,2‰), Франции
и Финляндии (примерно по 1,0‰).[15]
В странах, проходящих процедуру вступления в ЕС,
миграционный прирост на треть компенсировал естественную убыль населения
(естественная убыль составила -1,2‰, миграционный прирост - 0,4‰). В 2003 году
естественный прирост был зарегистрирован только в двух из десяти стран этой
группы, причем он был ниже, чем в предшествующие годы - на Кипре (3,3‰) и
Мальте (1,8‰). В остальных продолжается естественная убыль населения,
усиливаемая в некоторых странах миграционным оттоком населения. Наиболее
интенсивна естественная убыль населения в Латвии (-5,2‰), Венгрии (-3,9‰),
Эстонии (-3,7‰) и Литве (-3,0‰). Значительный миграционный прирост отмечался на
Кипре (14,1‰). За счет миграционного притока росло также население Мальты
(3,9‰), Чехии (2,4‰), Словении (1,8‰) и Венгрии (1,2‰). Продолжают терять
население в миграционном обмене с другими странами Литва, Польша, Латвия и
Эстония.
Рисунок 3. Изменение численности населения в 2002 году по
компонентам, на тысячу населения
Миграционный прирост населения ЕС колеблется вокруг 1
миллиона человек в год
После периода довольно сильного сокращения в середине
1990-х годов чистый приток иммигрантов в ЕС поднялся до 1260 тысяч человек в
2002 году. По предварительным оценкам, в 2003 году он вновь начал снижаться,
составив около 983 тысяч человек.
В абсолютном значении 70% миграционного прироста пришлось
на Испанию, Италию, Великобританию и Германию вместе взятые (рис. 4).[16] Если в предыдущие годы
наибольший миграционный прирост приходился на Германию, то теперь на первое
место вышла Испания, население которой увеличилось в прошедшем году за счет
миграционного обмена с другими странами на 225 тысяч человек, или на 5,5‰ (в
2002 году - на 227 тысяч человек, или на 5,6‰). Заметно увеличился миграционный
прирост населения Италии - в 2003 году он составил 208 тысяч человек, или 3,6‰
против 150 тысяч человек, или 2,7‰ в 2002 году. Миграционный прирост населения
Германия, напротив, существенно сократился - с 230 тысяч человек, или 2,8‰ в
2002 году до 160 тысяч человек, или 1,9‰ в 2003 году. Миграционный прирост
населения Великобритании остался примерно на том же уровне, чуть превышающем
100 тысяч человек.
Из западноевропейских стран, как и в прошлом году,
миграционным оттоком населения отличалась только Исландия (-0,9‰).
Рисунок 4. Распределение
миграционного прироста по странам-членам ЕС в 2003 году, %
В группе стран, проходящих процедуру вступления в ЕС, общая
убыль в результате международной миграции, характерная для последних лет,
сменилась в 2003 году миграционным приростом, составившем 32,1 тысячи человек,
или 0,4‰ (в 2002 году миграционная убыль составила 51,5 тысяч человек, или
-0,7‰).
Наиболее значителен абсолютный миграционный прирост в Чехии
- 24 тысячи человек, или 2,4‰. Примерно в два раза ниже прироста населения за
счет миграции в Венгрии (12,4 тысячи человек, или 1,2‰) и на Кипре (10,2 тысячи
человек, или 14,1‰). Менее существенен он в Словении (3,6 тысячи человек, или
1,8‰) , на Мальте (1,6 тысячи человек, или 3,9‰) и Словакии (1,5 тысячи человек
или 0,3‰).
Наиболее значительное преобладание эмиграции над
иммиграцией отмечалось в Польше (15,3 тысячи человек, или -0,4‰) и Литве (4,9
тысячи человек, или -0,3‰). В Латвии и Эстонии оно составляет несколько сотен
человек.[17]
Число родившихся живыми, по предварительным оценкам,
составило в 2003 году 4,03 миллиона человек, что примерно на 1,1% больше, чем в
предшествующем 2002 году, когда было зарегистрировано наименьшее за весь
послевоенный период число рождений. В середине 1960-х годов число родившихся
превышало 6 миллионов в год, но в 1965-1975 годах рождаемость резко упала, а с
середины 1990-х стабилизировалась на уровне около 4 миллионов.
Общий коэффициент рождаемости в среднем по странам
Европейского Союза остался на том же уровне, что и в 2002 году - 10,6 рождений
на 1000 человек постоянного населения. Самым высоким он оставался по-прежнему в
Ирландии - 15,5‰, а самым низким - 8,6‰ -в Германии (рис. 5). Относительно
высоким он был во Франции (12,7‰) и Нидерландах (12,6‰). А наиболее низким
уровнем рождаемости, помимо Германии, отличались Греция (9,3‰), Италия (9,4‰) и
Австрия (9,5‰).
В шести странах Европейского Союза число родившихся
уменьшилось, причем особенно значительно в Люксембурге (на 3,1%). В Испании,
напротив, наблюдался самый высокий прирост числа родившихся (на 6,4%).
Уровень рождаемости в целом по десяти присоединяющимся к
Европейскому Союзу странам составил 9,2 рождения на 1000 человек (против 9,1‰ в
2002 году). Самым высоким общий коэффициент рождаемости оставался на Кипре -
11,1‰. Кроме того, уровень рождаемости превышал средний уровень по этой группе
стран на Мальте (10,0‰), в Эстонии (9,5‰) и Венгрии (9,5‰). Наиболее низкий
уровень общей рождаемости отмечался в Словении (8,6‰). За прошлый год общая
рождаемость повысилась в пяти странах: на Кипре, Мальте, в Словакии, Латвии и
Польше.
Рисунок 5. Общий коэффициент рождаемости в 2002 году,
рождений на тысячу населения
Рисунок 6. Общий коэффициент смертности в 2002 году, смертей
на тысячу населения
Число умерших за 2003 год в странах-членах ЕС составило
3,74 миллиона человек, или 9,8 на 1000 человек постоянного населения (9,7‰ в
2002 году).[18]
Наибольшее число умерших в послевоенный период было
зафиксировано в 1976 году - почти 3,8 млн. человек. В последующие годы оно
слегка снизилось и колебалось вокруг уровня 3,7 миллиона. Влияние роста
численности пожилых людей на этот показатель полностью компенсировалось
снижением коэффициентов смертности. В последние годы эффект старения населения
начал перевешивать снижение смертности, что и привело к росту числа умерших (в
2003 году на 64 тысячи человек по сравнению с 2002 годом).
Самый высокий общий коэффициент смертности по-прежнему
характерен для Дании (10,7‰), что связано с более высокой степенью старения
населения (рис. 6). Ирландия, со своим относительно молодым населением,
отличается, напротив, самым низким уровнем смертности - 7,3‰.[19]
Число умерших увеличилось в половине стран-членов ЕС,
причем больше всего - на 6% - в Италии. Наибольшее сокращение числа умерших -
на 2,7% - произошло в Португалии.
В странах, проходящих процедуру вступления в ЕС, уровень
смертности также немного повысился, составив 10,4 умерших на тысячу населения
(10,3 в 2002 году). Самым высоким общий коэффициент смертности был в Латвии
(14,1‰), чуть ниже в Венгрии (13,4‰) и Эстонии (13,3‰), а самым низким - на
Кипре (7,8‰). Смертность увеличилась во всех странах этой группы, кроме
Эстонии, где она снизилась на 0,3 процентных пункта, а также Литва, Словакии и
Чехии, в которых она осталась неизменной.
В СССР долгое время относились резко негативно к
европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы
между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими
сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную
ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное
признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле,
коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с
одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская
Федерация.
В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других
новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве
состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом
стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое
должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.
Таким документом стало Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу
24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна
из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших
сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру.
Соглашение предусматривает:[20]
– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС,
осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических
и экономических свобод;
– содействие России в осуществлении политических и
экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной
экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;
– регулярный политический диалог;
– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с
отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов,
наиболее уязвимых для экономики Сообщества. Россия сохраняет за собой право на
протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной
перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;
– содействие предпринимательской деятельности и связанным с
ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и
деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного
предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;
– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30
различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции,
научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство,
энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану
окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную
сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие,
стандартизацию, статистику, туризм и т.д.
– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления
связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения
языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.
Данные направления сотрудничества были подтверждены и
развиты в принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в
отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза,
представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в
декабре 1999.
Отношения России с Европейским Союзом затрагивают
комплексно все основные направления политики Сообщества.
Так, в рамках «первой опоры» разрабатывается концепция
энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».
Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором
которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в
октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются
нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.
Разработка концепции «общего европейского экономического
пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в мае –
октябре 2001, находится пока на экспертной стадии и имеет в перспективе может
привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники,
транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения
торговых процедур и гармонизации их режимов.
Открытыми остаются вопросы о расширении использования
Россией евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве,
фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах
«шумных» российских самолетов в ЕС.
В рамках политического сотрудничества сложилась
многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних
«саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне
Председатель Правительства России - Председатель Комиссии ЕС, встреч старших
должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы
двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая
вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего
является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по
политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на
саммите Россия - ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества
эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и
подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими
кризисами, миротворческие операции и собственно оборонная политика.
Политическое сотрудничество включает в себя ряд
межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС,
крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта
осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических
проектов в российском секторе Балтики. А для развития проектов приграничного
сотрудничества было получено согласие на разовое объединение средств программ ТАСИС
и ИНТЕРРЕГ.[21]
На южном фланге европейской субрегиональной интеграции,
включающей Средиземноморье, Россия добивается своего выборочного участия в
программах МЕДА и выступает за развитие контактов между ЕС и Организацией
Черноморского экономического сотрудничества.
В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро
наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого
ЕС. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по
борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием
грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и
Европолом, принят совместный План действий по борьбе с международной
организованной преступностью.
Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при
расширении ЕС, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения
для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень
которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза.
В отношении Калининграда предстоит решить проблемы
транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава,
окруженного территорией ЕС. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию
шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении
резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения
Брюссельского саммита Россия – ЕС в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано
совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между
Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в
котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа,
облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики.
Однако при этом выдвигается встречное условие - подписать
двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с
территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской
Республики. В виду необустроенности российских границ в зоне СНГ и высокой
стоимости депортации, выдворяемых к нам мигрантов в страны их происхождения,
Россия пока не готова взять на себя столь далеко идущие обязательства в этой
области.
- Борко Ю.А., Что
такое Европейский Союз. М., 2000г. 374 стр.
- Договор о
Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 200г. 297 стр.
- Демоскоп, № 143 -
144 26 января - 8 февраля 2004
- Европейский Союз.
Путеводитель. М., 2003г. 418 стр.
- Шемятенков В.Г.
Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003г. 518 стр.
- www.europa.eu.int –
официальный сайт Европейского Союза.
- www.eur.ru –
официальный сайт представительства Европейской комиссии в России.
[1] Демоскоп, № 143 - 144 26
января - 8 февраля 2004. С. 38
[2] Шемятенков В.Г.
Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 241
[3] Шемятенков В.Г. Европейская
интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 254
[4] Европейский Союз.
Путеводитель. М., 2003. С. 153
[5] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000.С.
342
[6] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная
версия. М., 2001. С. 198
[7] Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003. С. 256
[8] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.,
Международные отношения, 2003. С. 354
[9] Шемятенков
В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 532
[10] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная
версия. М., 2001. С. 123
[11]Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.,
Международные отношения, 2003. С. 274
[12] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С.
24
[13] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С.
45
[14] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С
53
[15] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С.
83
[16] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С.
74
[17] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная
версия. М., 2001. С. 354
[18] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.,
Международные отношения, 2003. С. 452
[19] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.,
Международные отношения, 2003. С. 584
[20] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000. С.
362
[21] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.,
Международные отношения, 2003. С. 183
|